Узи Ниссан против Nissan
Сеть Новости IT и Интернета

    Судебный спор за домен nissan.com по праву считается самым известным и знаковым. История о стойком предпринимателе, воюющем против огромной корпорации с безграничными финансовыми возможностями, достойна голливудской экранизации. Но давайте посмотрим на эту ситуацию под другим углом.

    В июне 1999 концерн Renault выкупает убыточную компанию Nissan и ставит на должность директора по производству Карлоса Гона, который должен был вывести японский автоконцерн из кризиса. Через год Карлос Гон станет президентом компании. А пока он недоумевает, почему доменные имена nissan.com и nissan.net принадлежат какой-то компьютерной компании из США.

    Представители Ниссан связываются с владельцем домена, который завуалировано дает понять, что готов продать домен, но за большие деньги: «Послушайте, я же сказал, что мне это неинтересно, поэтому позвольте мне ответить таким образом: 15 млн долларов. Теперь вы понимаете, что я не хочу продавать?»

    Но вместо торга или договора о покупке, в декабре 1999 года автоконцерн Nissan подает в суд на компанию «Nissan Computer Corp» с требованием отдать ей домены и заплатить $10 млн компенсации.
    И здесь сразу возникает вопрос, кто и зачем принял решение судиться? Тот факт, что «Nissan Computer Corp» владела зарегистрированным знаком обслуживания (service mark) по классу ремонт компьютеров, делала позиции автоконцерна очень слабыми. Ситуация усугублялась еще и тем, что владелец компании имел фамилию Ниссан. Почему кто-то решил, что план по отъему домена nissan.com у человека с фамилией Ниссан должен сработать? И все это должно было случиться не где-то в западной Африке, а в США — стране адвокатов и юристов.

    Узи Ниссан и Карлос Гон

    Как и ожидалось, обвинение в киберсквоттинге были сразу отсечены в первой же судебной инстанции. Тактика истца в дальнейшем строилась на стремлении ограничить использование домена. Также внедрялась практика максимально измотать ответчика, создав ему финансовые неудобства. Например, был подан иск против компании Internet Center, Inc., не имеющий никакого отношения к домену, но в которой Узи Ниссан был акционером. Все развивалось по принципу «суд ради суда».

    В автоконцерне явно недооценили домен, трафик на котором рос, и в пиковые моменты достигал полмиллиона посетителей в месяц. На домене была размещена вся информация о процессе и тысячи комментариев пользователей с поддержкой Узи Ниссана. Вот самый типичный из них: «Моя семья никогда не купит автомобиль у иностранного производителя, который не только лишил бы американца его прав, но и попытался смешать этого американца с грязью с помощью судебных процессов — истинное отражение духа корпораций!»

    Кто-то видел здесь политику, обращая внимание на то, что Узи Ниссан выходец из Иерусалима, а Карлос Гон уроженец, враждующего с Израилем, Ливана.

    Автопроизводитель терял лояльность клиентов на самом желаемом для них американском рынке. Потерю репутации юристы даже использовали как аргумент в стремлении ограничить права Узи Ниссана на домен.

    Девятилетний и изнурительный судебный процесс со множеством апелляций доходил даже до верховного суда и завершился в 2008 годы поражением автоконцерна. Возможность получить домен была потеряна навсегда. Узи Ниссан категорически исключил возможность продажи домена за любые деньги и разместил на сайте перечеркнутый логотип Nissan.

    Единственное, что удалось автоконцерну — добиться запрета вести коммерческую деятельность на домене. В 2013 году автоконцерн Nissan получил в США торговую марку по классу компьютерной техники и история могла бы получить продолжение. Но к тому времени практика «обратного захвата» домена уже была признана недобросовестной и иски к администраторам, у которых дата регистрации домена была более ранней, просто перестали принимать к рассмотрению.

    Но окончательная развязка этой истории наступила только в прошлом году — Карлос Гон был арестован, а автоконцерн Nissan в своем пресс-релизе заявил об использовании активов компании топ-менеджементом в личных целях. Главным виновником нарушений был назван Карлос Гон и директор Грег Келли.

    И вот теперь становится понятен истинный смысл фразы Узи Ниссана о том, что «намерение Nissan Motor сделать этот процесс как можно дороже для меня было очевидным с самого начала». Если автоконцерн выплатил $58 тыс ответчику за судебные издержки, что составило по словам Узи Ниссана менее 2% от всех его затрат на адвокатов (т.е. примерно $3 млн), то сколько же тогда было потрачено самим автоконцерном? Думаю это десятки миллионов долларов. Этих денег с лихвой бы хватило на выкуп домена без лишнего шума и судебных исков еще в 1999 году. Но было принято решение ввязаться в малоперспективные судебные тяжбы. Возможно истинной целью было не скорейшее получении домена, а именно сам процесс с участием дорогих адвокатов. Цели менеджеров далеко не всегда совпадают с целями компаний и это надо понимать владельцам бизнеса, когда поступают предложения начать сомнительные судебные процессы с неочевидным результатом. Сейчас домен nissan.com получает до 360 тыс посетителей в месяц. И 95% трафика это не SEO или реклама, а прямые заходы. Официальный сайт автоконцерна nissan-global.com имеет трафик всего в 2-3 раза выше.

    Посещаемость nissan.com по данным SimilarWeb:


    В России практика доменных споров тоже уже сформировалась и во многом соответствует западной. Вот примеры самых известных поражений крупных компаний, владеющих торговыми марками:

    • Русский Стандарт, владеющий ТМ «Давай!», проиграл судебный спор за домен davay.ru.

    • ООО «АВТО.РУ», владеющее ТМ «Аuto.ru», проиграло спор за 55 доменов, в которых содержалось слово «auto».

    • Интернет-провайдер Дом.ру (domru.ru) проиграл спор строительной компании, владеющей доменом dom.ru.

    • ОАО «Каравай» (ТМ «Каравай») не смог отсудить домен karavay.ru.

    • Вот вообще курьезный случай — владелец ТМ «Свадьба» не только не смог отсудить домен svadba.ru, но и получил встречный иск, по которому его торговую марку аннулировали.
    Тем не менее многие юристы по незнанию или умышленно, культивируют миф, что при наличии торговой марки можно забрать любой созвучный домен. Это приводит к бессмысленным затратам на судебные тяжбы и усложнению процедуры дальнейшего выкупа нужного домена.

    История Узи Ниссана признана хрестоматийной и изучается во многих юридических университетах. Ниссан создал прецедент, который показал, что даже известная мировая компания с огромным количеством юристов может получить отпор. Сейчас компании идут в суд и побеждают только если могут доказать, что был факт использования домена в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован их товарный знак или же имеет место недобросовестное использование. Во всех остальных случаях вопросы решаются путем переговоров, и как результат мы не наблюдаем сейчас судебных дел, хоть немного сопоставимых по масштабу с делом nissan.com, хотя объем регистраций доменов за последние двадцать лет вырос многократно.

    Самое интересное, что домен nissan.com был целых девять лет с 1985 по 1994 г. абсолютно свободным для регистрации. Можно же было просто зарегистрировать его заранее, как это сделали например в Форд с доменом ford.com в 1988 году. Но аналитики концерна не оценили перспектив интернет-технологий и эта история смогла состояться.
    По материалам: vc.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 мая 2019, 09:09
    • corvet

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019