На клич Тимура («Литература и искусство» от 29 июня 1941 года)
Память Великая Победа

    Юрий НАГИБИН

    Нет ничего более высокого в нашем искусстве, чем произведения, воспитывающие патриотическое чувство. В особенности ясно это стало теперь, когда все прекраснейшие свойства советского человека: беззаветная воинская отвага, самоотверженность, верность, любовь к согражданам слились в одном всеобъемлющем свойстве — патриотизме.

    Такую роль по отношению к подрастающему поколению нашей родины довелось сыграть прекрасной повести Арк. Гайдара «Тимур и его команда». Это произведение, рожденное самой жизнью, само обогатило жизнь. Едва только книга увидела свет и была прочтена, как сотни советских детей захотели уподобиться гордому, доброму, мужественному, счастливому герою Гайдара. Даже весьма задорные дети стали тратить юную свою энергию, силу маленьких кулаков, смелость и страсть к необычайным похождениям не на пустые проделки, а на то, чтобы помогать людям в нужде. Но создаваемые вначале в порядке игры, первые «тимуровские» кружки скоро приняли характер большого жизненного дела. Широко известен в этом отношении почин московской школы № 460…

    Школа расположена близ заставы Ильича, на длинной Рабочей улице, от которой ровными отростками отходят 16 Рабочих переулков. Улица окружена заводами, но сама имеет сельский вид. Зеленый, полудевственный скверик, простор тихой мостовой, усаженной по бокам деревьями, колонки с водой, невдалеке, мелькает меж невысоких домиков полотно железной дороги — и по всему этому мирному пейзажу носилась жизнерадостная и немного буйная поросль Рабочей улицы и 16 Рабочих переулков.

    Ребята познакомились с книжкой Гайдара. Зерно упало на благодарную почву: ребячий мирок преобразился — книжка указала направление избыточным силам, кипучей энергии маленьких людей. Ребята организовались в «тимуровские» кружки, взявшие шефство над Рабочей улицей и шестнадцатью ее переулками.

    22 июня снова прозвучал тимуровский клич. Это был не барабан, не горн, не сложная и загадочная система сигнализации гайдаровского героя; этот клич не дрожал, не звучал в воздухе, но все же его услышали все «тимуровцы», собравшиеся к опустевшему, замолкшему на лето зданию школы. Они собрались суровые, сразу повзрослевшие от сознания ответственности перед родиной, от пережитого впервые с такой ясностью и силой гнева на подлого, кровавого врага отечества…

    Уже на следующий день закипела работа. Комсомольцы и пионеры 460-й школы совместно с учителями-активистами обходят дома своего района. Они беседуют с женщинами, узнают невзгоды и потребности их семей. Десятки и сотни патриотов-рабочих заводского района уходят на фронт. Их места за станками и машинами занимают жены. И ребята-активисты ставят себе целью, чтобы в квартирах этих женщин не убавилось ни порядка, ни опрятности, которые так чудесно умеют создавать замечательные хозяйки Рабочей улицы.

    С большой благодарностью принимают от ребят помощь жены рабочих: Кузьмина, Митрофанова, Ильина. У каждой из них но нескольку маленьких детей, в том числе грудные младенцы. Лидия Петровна Митрофанова уже работает на заводе, Ильина и Кузьмина идут за ней следом, — понятно, каким большим облегчением является для них то, что они могут оставить своих детишек на заботливые руки старшеклассниц-комсомолок: Галины Б., Лиды Ч. и Зины С.

    Разделение труда у школьников — самое строгое: девочки берут на себя «домашнее хозяйство»: уборку комнат, покупки, присмотр за малышами; мальчики и юноши — воспитательные задачи, они организуют домовые клубы, собирают детей, читают им книжки, устраивают игры и т. д. Не только дети, но и старики непрочь заглянуть в эти доморощенные клубы. Их старые глаза не различают убористого газетного шрифта, а разве можно сейчас пропустит в газете хотя бы одно слово. И «тимуровцы» охотно идут навстречу их желанию, газеты читаются, обсуждаются, «старые товарищи» живо реагируют на события горячих нынешних дней. Показателен пример комсомольца Э., организовавшего прекрасный клуб такого рода в доме № 16 по Международной ул. Э. стал героем не только самого юного, но и самого старого поколения дома.

    Первые тимуровцы работали скрытно. К этому вынуждала их не только детская любовь к таинственности, — ведь первые их шаги носили характер игры, забавы, — но и частое непонимание со стороны взрослых, недостаточно чутко относившихся к детям. Теперь оттенок игры отпал, отпало и недоверие. И жена рабочего Кузьмина приветливо и благодарно встречает своего молодого шефа — девятиклассницу Лидию Ч., энергичную девушку, в которой природная резвость умеряется сознанием серьезности и нужности своего дела.

    Широкие размеры, которые приняло среди детей движение, носившее на первых порах полушутливое название «тимуровского», потребовало и настоящей организации. Таким организатором явилась школа — комсомольский актив, группа педагогов, во главе с директором Василием Федотовичем Бондюком. Школа стала настоящим боевым штабом, где распределяются задания, проверяется их выполнение, откуда твердая рука может помочь подчас не совсем твердым ребячьим шагам…

    Да, игра кончилась, началось большое жизненное дело. В нем формируется характер подрастающего советского поколения. В его плоть и кровь входит четкое и радостное сознание гражданского долга.

    Ребята зреют буквально с каждым часом этих высоких ответственных дней, нами переживаемых. Они понимают, что оставшиеся в тылу должны делать свое дело так же четко, хорошо и до конца, как и те, кто бьется с врагами на далеких фронтах. Никакой суеты, беспорядочности, ничего не делать наспех, спустя рукава. Суровость и напряженность этих дней ничуть не означает, что красота и удобства повседневности должны принципиально вытравляться. При школе организуется детская комната. Это будет не какое-нибудь скудное место, где с минимальными удобствами малыши смогут коротать сиротливые часы; нет, это будет со вкусом и любовью организованное помещение, убранное цветами и южными деревьями в кадках, выращенными самими же школьникам. Устройство этих помещений проводится в дружном союзе дирекции и ребят.

    Ребята стараются как можно полнее разгрузить взрослых от домашних дел. Мы видели маленьких людей с большими сумками на боку, производящих дежурный обход по дому. Они производили свою работу с такой кропотливой тщательностью, что взрослым после них буквально нечего было делать. Этим заняты самые юные ученики младших классов. В их работе замечательно чувство ответственности друг за друга, взаимоконтроль. Нам пришлось быть свидетелями одной сцены, немного комичной, но в то же время глубоко трогательной. Около ворот школы дежурный отряд ПВХО, состоявший из учеников младших классов, столкнулся с группой дошкольников. Дошкольные товарищи с самозабвенным восторгом разыгрывали какую-то «кровавую» битву. Второклассник из отряда ПВХО преградил путь резвящимся малышам.

    — Развлекаетесь, молодежь? — строго спросил он.

    Группа в смущении остановилась, кроме одного, который был так мал, что его не слушались ноги, и он продолжал машинально ковылять. Вожак (оказавшийся, конечно, Чапаем) застенчиво пролепетал, что они играют в разгром фашистов.

    — А, ну это можно, — смягчившись сказал второклассник, — я думал, что вы без толку гоняете.

    «Войско» перестроилось и помчалось дальше, уничтожая воображаемого, но от этого ничуть не менее ненавистного врага…

    Не только учащиеся 460-й школы включились в работу. Район Рабочей улицы богат школами: мы видели отряды ПВХО, состоящие из учеников 466-й, 452-й и других школ. Мы видели, как ученики этих школ работают в райвоенкоматах, райкомах, на детских площадках и т. д.

    Мы, разумеется, не хотим сказать, что вся эта большая работа, проводимая школьниками, является результатом воздействия одной только книжки Гайдара. Многие ребята сейчас с улыбкой вспомнят свое старое название «тимуровцы» — оно стало для них детством. Но книжка Гайдара дала первый толчок, направила творческую инициативу ребят, указала им большой и прекрасный путь…

    Теперешние кружки школьников неизмеримо шире, организованнее, серьезней, чем первый кружок героя Гайдара. Это вполне естественное и справедливое движение жизни. Писатель в своем произведении соединил разрозненные проявления той творческой ребячьей инициативы, которые ему довелось наблюдать в жизни, он показал в форме совершенного то, что существовало в неразвитой форме отдельных стремлений. Жизнь приняла его идею, обнаружив тем самым ее правдивость и важность, и осуществила ее в несравненно большем масштабе. Взаимосвязь и взаимопроникаемость искусства и жизни со всей полнотой раскрылись на примере небольшой скромной детской книжки.

    Исторический момент, который мы переживаем, в своей суровой искренности очистил многие наши представления во всех областях жизни, в том числе и в искусстве.

    Он дал новые и беспощадные критерии. Эти критерии, в частности, выдержала повесть Гайдара, их выдержат и те простые и цельные произведения, которые неминуемо появятся в нашем искусстве. В детской литературе это будут произведения, воспитывающие из молодых граждан Советского Союза таких же смелых, честных, беззаветно преданных родине борцов, как и их родители, ушедшие на воинский и трудовой фронты…

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 29 июня 1941 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021