Еще роз о штабном офицере («Красная звезда» от 26 июня 1943 года)
Память Великая Победа

Такой штабной офицер должен быть по сути дела ближайшим помощником начальника оперативного отдела и начальника штаба. Между тем на практике это бывает далеко не всегда, Зачастую он является лишь рядовым информатором без всякой претензии на самостоятельную творческую работу. Происходит это потому, что его деятельность сводится подчас только к регистрации событий, и он не прилагает особого труда, чтобы вдуматься в их значение, не пытается вносить самостоятельные предложения в связи с полученной информацией. Именно такие оперативные работники часто дают на запросы вышестоящего штаба трафаретные ответы: «Не знаю, проверю».
В свое время был случай, когда танковая атака одной нашей части не достигла успеха. Вышестоящий штаб заинтересовался, почему так получилось. Спросили об этом офицера подчиненного штаба майора Халхиопова. Он ответил:
— Не знаю, сведений еще не имею.
— Какие потери в материальной части понесли танкисты?
— Не знаю, уточню.
Почему же майор Халхиопов не смог своевременно ответить на поставленный вопрос? Только потому, что он хотя и пользуется в своем штабе репутацией добросовестного работника, но проявляет равнодушие к полученным снизу сведениям, не пытаясь собрать возможно более полную информацию и сделать из нее соответствующие выводы.
Штабной командир одного соединения майор Батаев чистосердечно признался, что не знает, какова фактическая обеспеченность войск боеприпасами на его участке. Далеко ли находятся склады боеприпасов, в течение какого срока запасы их могут быть переброшены при дальнейшем развитии боя, есть ли для этого транспорт, каковы дороги, — всё это было для него неизвестно. И такие случаи нередки.
Одна из основных функций штабного командира, о котором идет речь, — это сбор информации об обстановке на фронте. Правдивая и своевременная информация позволяет командованию не только знать, что происходит в этот день на том или ином участке, но также предвидеть возможное развитие событий. И если информация отсутствует у командования, то это прежде всего говорит не в пользу работников оперативного отдела.
Характерен с этой точки зрения случай, наблюдавшийся в штабе одного из фронтов. Между прочим начальник оперативного отдела вполне разумно использовал этот случай в воспитательных целях. Капитан Пучнин доложил начальнику оперативного отдела, что противник бомбит один населенный пункт. Это сообщение было недостоверным, да и самый населенный пункт оказался на участке соседа. Очевидно, в нижестоящий штаб поступили непроверенные сведения и их слишком поторопились передать. Капитан Пучнин, находившийся у аппарата без рабочей карты, с такой легкостью принял информацию на веру. Будь у него под рукой карта, он вероятно задумался бы над тем, почему подчиненный штаб сообщает сведения о населенном пункте, который находится на участке соседа, как туда попали эти сведения, насколько они достоверны.
Подлинное знание войск, действующих на определенном участке, и их штабов, естественно, требует посещения этих войск. Постоянно чередуясь между собой, работники вышестоящего штаба должны бывать в войсках как во время наступления, так и в обороне, чтобы на месте знакомиться с положением, лично проверять выполнение приказов командования и помочь тут же устранить замеченные недостатки.
В одном из армейских штабов оперативный отдел часто посылал своих командиров в войска во время наступления. Но всё это были не работники оперативного отдела. Казалось, что этих последних некем заменить. А ведь они вполне могли бы работать друг за друга по принципу взаимозаменяемости. Можно указать на пример штаба фронта, где командующий потребовал, чтобы из двух-трех командиров оперативного отдела, выполняющих одинаковые обязанности, всегда кто-нибудь был в войсках.
Благодаря частым выездам в части и штабы некоторые командиры оперативного отдела основательно расширили и улучшили свою деятельность. Так, полковник Зайчиков, находясь в одном соединении, внимательно изучил на месте обстановку и обнаружил, что на стыке двух соединений в глубине обороны находится лишь небольшой резерв. Он проанализировал положение и пришел к убеждению, что такие силы здесь недостаточны. Вернувшись в штаб, он доложил об этом и внес соответствующее предложение, которое было одобрено командующим.
Другой штабной офицер, подполковник Тищенко, обнаружил на участке одной дивизии семь противотанковых опорных пунктов. Побывав на местности, он нашел, что существование такого большого числа пунктов нецелесообразно, обратил на это внимание штаба дивизии и предложил создать на основных направлениях три опорных пункта. Обоснованное предложение тов. Тищенко было принято. Подобные выезды обогащают оперативного работника знанием местности и войск, укрепляют его авторитет в глазах подчиненного штаба, а главное, помогают обнаруживать недостатки и добиваться их устранения.
Возвратившись в свой штаб, оперативные работники уже по-иному воспринимают лаконичные донесения частей, яснее представляют себе происходящие там события. Этому способствует также знание личного состава подчиненного штаба. Подполковник Тищенко знает: если передает информацию капитан Андрусенко, можно быть совершению спокойным, потому что Андрусенко всегда несколько раз проверит данные, прежде чем передать их.
Каждый штабной офицер должен подняться до уровня творческого оперативного работника.
Майор Т. ЛИЛЬЧЕНКО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.