Танк у знамени («Красная звезда» от 18 июня 1943 года)
Память Великая Победа

    Когда генералу доложили, что прибыл лейтенант Кузнецов, он, ни слова не говоря, надел фуражку и вышел из домика, в котором находился штаб. На узкой лесной дороге стоял танк со своим экипажем. Навстречу генералу выступил небольшого роста лейтенант и отрапортовал, что танк № 11385 вернулся из капитального ремонта и готов к выполнению боевых задач. Обычно строгий в своих отношениях с подчиненными, генерал по-отцовски обнял лейтенанта Кузнецова, и на глазах у него показались слезы.

    — А это кто такие? — спросил немного погодя генерал, показав на стоявших поблизости танкистов.

    — Наши гвардейцы, — громко ответил лейтенант.

    Эти люди находились на излечении в городе, где ремонтировалась машина. Узнав, что танк, рядом с которым они воевали, возвращается в родную часть, раненые пожелали сопровождать его.

    Пожурив раненых за то, что они досрочно ушли из госпиталя, генерал всё же радовался в душе: его бойцы оказались настоящими патриотами родной части. Ведь и сам он, генерал-майор танковых войск Вовченко, уже два раза в эту войну, так же, как и эти молодцы, уходил из госпиталя. На правой стороне генеральского мундира красовалось пять нашивок. Он получил три тяжелых и два легких ранения.

    Танк, на котором генерал воевал больше года, опять вернулся сюда. Это была надежная машина. Находясь в этом танке, он не раз лично водил войска в атаку, объезжал свои боевые порядки. Эта машина первой входила в города, освобожденные от немецких оккупантов.

    Генерал долго и внимательно осматривал прибывшую из ремонта машину. Он помнил ее еще новенькой, когда она только пришла с Кировского завода. Машина пахла тогда свежей краской, различными маслами, теми особенными запахами, которыми пахнет всякая новая вещь, еще не бывшая в употреблении. Когда танк своим ходом спускался с железнодорожной платформы, казалось, что это чудовище кто-то выносит на руках. Всё делалось так плавно, так искусно, что даже не было слышно обычного удара от первого соприкосновения машины с землей. Так нежны были танкисты в тот день с новой машиной, и нежность эта сохранилась потом в бою.

    Машина снова пришла с завода, после тяжелых увечий, полученных на войне. По количеству пробоин и вмятин ей не было равных. Кто-то в шутку сказал, что если бы на одну чашу весов положить все бомбы, снаряды, мины и пули, которые немцы выпустили, чтобы уничтожить этот танк, а на другую чашу поставить самый танк, то первая, несомненно, перетянула бы: тяжелый танк столько не весил, сколько немцы израсходовали металла для его уничтожения. Одних только снарядов в него попало 42. Осколочных и пулевых вмятин бойцы насчитали 668.

    На войне машины, как и люди, сражаются до последнего дыхания. И если человек верен своей машине, он никогда не бросит ее, как бы тяжело ни была она ранена. «Танк может умереть только с нами, — говорили те, кому довелось воевать на этой машине, — мы живы, — значит сделаем всё, чтобы вернуть боевой машине жизнь». И они были верны своему слову. Каждый раз, когда танк выходил из строя, все помнили об одном — на машине стоит гвардейская эмблема. Оставить танк на поле боя — всё равно, что потерять знамя. Недаром на гвардейской эмблеме изображено это знамя, кровью завоеванное.

    …От прямого попадания остается только вмятина. Но если снаряд сделал рикошет, то след получается более серьезный. Первый снаряд, который попал в эту машину, скользнул по броне, и на лобовой части даже теперь, после ремонта, после экранировки, видна отметина, похожая на след человеческой ноги, обутой в валенок. Танку этот удар не повредил. Люки были закрыты, и механик-водитель лишь по глухому звуку, донесшемуся к нему, догадался, что в лобовую часть попал снаряд. В этот день немцы вели особенно сильный огонь из своих противотанковых пушек. Второй снаряд ударил в правую сторону башни. Насквозь броню он не пробил. Но внутри башни осколками ее брони убило командира машины старшего лейтенанта Вахнова. Внутренность танка была залита кровью боевого товарища. Кровь была на кассетах, на стенках брони, на сиденьи, на приборном щитке. Вечером Вахнова хоронили со всеми воинскими почестями, и из того же самого орудия, из которого он целый день вел огонь, был отдан салют.

    Наутро танк опять находился в бою. Осколочный снаряд попал в башню. Сверху над люком радиста образовалась сплошная сыпь от осколков. Количество вмятин не поддавалось подсчету. Броня стала шершавой и напоминала кору старого дерева. Потом снаряд попал в левую сторону башни. Этому снаряду тоже нехватило скорости полета, и он застрял в броне. Танк продолжал вести бой. В тот же день он попал под сильную бомбежку. Машина делала невероятные зигзаги, чтобы не дать летчикам прицелиться. После бомбежки только на правом борту насчитали 74 вмятины от осколков, 13 от пуль и 2 от прямого попадания снарядов.

    Всё это машина вынесла, но к вечеру произошло несчастье, из-за которого она была вынуждена впервые остановиться. Снаряд ударил в правый борт, пробил его, пробил также газолевый бак и бак с маслом. Немцы продолжали вести сильный артиллерийский огонь. Они к этому времени ввели большое количество самоходных пушек. Вывести танк было крайне трудно, но экипаж, не бросил машину. Кровью пришлось заплатить за нее, но она была спасена.

    На третьи сутки танк снова был готов к бою. Ночью вышли на исходные позиции, а утром двинулись в атаку. Немцы выкатили навстречу танку № 11385 самоходную пушку. Пушка сделала по танку первый выстрел, она находилась настолько близко, что из смотровых отверстий было всё видно. Танкисты развернули свою пушку, и со второго снаряда командир орудия старшина Абрамкин подавил немецкую самоходную пушку. В это время показались три немецких танка. Они тоже были уничтожены. Потом танкисты уничтожили четыре немецких пушки, восемь грузовых машин, до роты пехоты. В танке оставалось только восемь снарядов и четыре диска. Экипаж находился в бою двенадцать часов. С людей лился пот, из ушей показывалась кровь. Иногда им казалось, что все они ослепли, — так сильно болели глаза.

    Потом уже не оставалось ни одного снаряда, и теперь стали действовать гусеницами. Механик-водитель Свириденков дал машине высшую скорость. Он увидел перед собой немецкую пехоту и пошел прямо на нее. Немцы столпились в одном месте. Там был кустарник. Свириденков решил: «Если на мину наскочу, — на такой скорости она не успеет подо мной взорваться». Главное — раздавить пехоту гусеницами. Других средств теперь не было. Танк после ремонта вел себя великолепно, и на него смело можно было положиться. Он развил такую скорость, какой никогда еще не развивал. Гусеницы и мотор работали впятеро против обычного, и эту работу враг почувствовал.

    Каждый день был знаменателен новыми жаркими делами. Как-то на этот танк налетела целая группа немецких бомбардировщиков. Бомбы падали метрах в пяти. Только на одном крыле появилось новых 52 вмятины. Самолеты не только бомбили, но стреляли из пушек. Немецкие летчики неистовствовали. Экипаж оставался под своей надежной броней. В другой раз так ударил снаряд, что ленивец остался выгнутым, а трак у гусеницы совсем отбило.

    Потом опять рикошет снаряда на левой стороне борта. Потом такой же рикошет на опорном катке, позднее сильная бомбежка. Вышли из строя приборы наблюдения; был поврежден задний пулемет, на стволе пушки образовалась вмятина. Машина больше не могла участвовать в бою. Но и теперь, как всегда, люди помнили, что на машине стоит гвардейская эмблема и оставлять ее на поле боя — всё равно, что потерять знамя. Опять сквозь грохот орудий послышался звон буксирных цепей. Экипаж спасал свою родную машину, чтобы снова пойти на ней в бой.

    Когда подходишь к израненному танку, невольно хочется представить себе, при каких обстоятельствах всё это случилось. «Как это тебя угораздило, дружище?» — хочется спросить у танка. Но танк молчит. Вот след гусеницы — здесь закончился его бег. Пушка повернута вправо — из нее был произведен последний выстрел. Люк открыт. Куда же он стрелял? Кому удалось выскочить? На этот раз не было надобности задумываться над такими вопросами. Экипаж ни на минуту не оставил машину после того, как она была подбита. Танк снова был эвакуирован при участии экипажа. Его отремонтировали, и вскоре танк-ветеран снова появился на полях сражения.

    Когда генерал-майору танковых войск Вовченко нужно было пробраться в боевые порядки под сильным огнем противника, или когда обстановка складывалась так, что генерал сам вел свои войска в атаку, он предпочитал всем другим машинам вот эту, пусть старую, изувеченную, всю во вмятинах и в пробоинах, с облупившейся краской. Это была надежная машина. Как-то под Сталинградом на фронт прибыл конструктор Котин. Он обратил внимание на этот танк и был крайне удивлен его исключительной выносливостью. Машина давно уже отработала все нормы, но оставалась такой же сильной и надежной, какой была в первые дни своей боевой службы.

    После долгого отсутствия танк из капитального ремонта вновь вернулся в строй. На нем сияла гвардейская эмблема. В тот же день генерал отдал приказ зачислить танк № 11385 в состав охраны гвардейского знамени.

    Майор 3. ХИРЕН.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    По материалам: Газета «Красная звезда» 18 июня 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020