Люди фронтовой кинохроники («Литература и искусство» от 22 августа 1942 года)
Память Великая Победа

    Вен. ВИШНЕВСКИЙ

    Около двухсот кинооператоров работает на различных участках фронта — от Баренцева моря до Кавказского хребта. Среди них есть юноши, только что покинувшие аудитории кинематографического вуза, есть и седовласые ветераны, испытанные мастера боевой киножурналистики. Кроме любимой профессии, их роднит одна общая черта: мужество, стойкость, готовность к риску.

    СТАРЕЙШИЙ КИНОЖУРНАЛИСТ


    Невысокого роста, коренастый и широкоплечий, с красным, обветренным лицом, в красноармейской форме с орденом на груди, он — всегда в движении.

    Начинал он путь кинохроникера еще в 1912 году: был кинорепортером в Ростове-на-Дону и на Северном Кавказе. Во время первой мировой войны отправился на Кавказский фронт. Здесь он снимал взятие Эрзерума и Трапезунда и другие боевые эпизоды.

    Где только он не побывал со своим киноаппаратом в годы гражданской войны! С передовыми частями Красной Армии он вступил в Казань, на Южном фронте снимал взятие Одессы, на Кавказском фронте — вступление советских войск в Баку…

    Ему принадлежат уникальные съемки Чапаева в кругу боевых соратников. Это единственный кинодокумент о великом русском народном герое. Пожелтевшую от времени пленку разыскали в киноархивах создатели прославленного фильма «Чапаев» братья Васильевы.

    Неутомимый кинорепортер, Ермолов накопил немало ценнейших портретных кинодокументов. Он неоднократно снимал Ленина, снимал Молотова. Кирова, Орджоникидзе во фронтовой обстановке.

    Такова юность оператора П. Ермолова. Когда отгремели последние залпы на полях гражданской войны, Ермолов начал работать в художественном кино и вскоре показал себя тонким мастером светописи. Это он заснял «Закройщик из Торжка» и «Процесс о трех миллионах», «Праздник св. Иоргена» и «Марионетки», а в последнее время — прекрасную горьковскую кинотрилогию и множество других популярных в народе картин.

    С первых дней отечественной войны он не находил себе места в знакомых, тихих съемочных ателье. Он снова надел гимнастерку и вооружился репортерским «Аймо». Последние месяцы пятидесятипятилетний киножурналист работает на Калининском фронте.

    Особенно его увлекают авиасъемки. Кстати сказать, Ермолов — один из пионеров советских воздушных киносъемок. 20 лет назад он снимал перелет — Москва—Тула и Бузулук—Самара. В 1924 году с аэроплана производил съемки похорон Ленина. Теперь он принимает участив в боевых вылетах наших бомбардировщиков.

    Недавно в Союзкиножурнале мы видели очерк Ермолова «Сталинские соколы», где выразительно показаны Герои Советского Союза А Юмашев, Г. Байдуков и другие.

    Среди ермоловских фронтовых съемок есть и яркие батальные эпизоды (особенно интересен сюжет «Батарея старшего лейтенанта Шумихина» — Союзкиножурнал №12), есть и трагические пейзажи разрушенных немецкими оккупантами советских городов — Калинина, Старицы, Клина. Несколько замечательных кадров героической борющейся Москвы в декабре 1941 года вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» и киножурнал «На защиту рабочей Москвы».

    Многие материалы Ермолова поступают в «Кинолетопись отечественной войны» — сокровищницу кинодокументов, в которой сохранится для будущих поколений запечатленная на целлулоиде картина великой битвы народа с полчищами фашистских варваров.

    ОПЕРАТОР В. МИКОША


    Фашистский самолет сбросил несколько крупных бомб.

    На площади у памятника Ленину снимал молодой кинооператор. Тяжелая бомба разорвалась вблизи. Памятник остался невредим — его величественные очертания мы видим в фильме «Черноморцы».

    Это было в Севастополе. Снимавший под вражескими бомбами оператор Микоша, несмотря на свою молодость, хорошо известен зрителям советской кинохроники.

    Стройный, худощавый юноша в морской форме, с почти оливковым от южного загара лицом — таким мы недавно встретили в Москве Владислава Микошу.

    До этого Микоша не был в Москве около года. Он снимал оборону Одессы — от начала осады и до конца эвакуации города. И он был последним кинооператором, покинувшим Севастополь.

    Лучшие кадры в фильме «Черноморцы», фильме, рождающем святую ненависть к врагу и жажду мести, засняты Микошей в Севастополе.

    Можно поручиться, что съемки Микоши не только послужат материалом для больших документальных картин о великой отечественной войне, но и вдохновят художников на создание живописных полотен, писателей — на создание книг, подобно тому, как его одесские съемки вдохновили Валентина Катаева, по признанию самого автора, на создание сценария «Сын моря».

    Среди операторов-фронтовиков Микоша, — без сомнения, лучший мастер живописного кадра. Съемки его радуют композиционной завершенностью, прекрасным ощущением пейзажа, безукоризненным размещением световых пятен.

    Известность Микоши, как хроникера, начинается с челюскинской экспедиции, когда, находясь на борту корабля «Смоленск», он отлично заснял полеты знаменитых летчиков Молокова и Каманина. Сделав после этого множество сюжетов на Дальнем Востоке и в Поволжье (из которых больше всех запомнилось «Спасение рыбаков на Каспии»), Микоша стал увлекаться цветной фотографией, в которой он достиг замечательных результатов. Его живописные пейзажи, заснятые в различных уголках Советского Союза, печатались во многих советских и зарубежных изданиях. Два года назад в Московском Доме кино была открыта выставка фотоэтюдов Микоши.

    Вместе с автором известной картины «В глубинах моря» А. Згуриди Микоша начал работать над увлекательной кинолентой «Крылатые путешественники». В ней предполагалось показать жизнь перелетных птиц, ежегодно совершающих дальнее путешествие с Новой земли до берегов Черного и Каспийского морей и обратно. Работу над картиной прервала война.

    Во фронтовых съемках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра; но вместе с тем для них характерна суровая простота, какой требует новый материал.

    Профессиональное умение сочетается в этом человеке с большим мужеством. На аэродроме у Херсонского маяка осколок снаряда сорвал объектив аппарата. Микоша сменил оптику и продолжал снимать.

    Во время севастопольской обороны он был контужен, а затем ранен осколками бомбы.

    В поисках интересных объектов Микоша участвовал во многих боевых операциях.

    Однажды он с разведкой подобрался к передовой линии неприятеля. Всего лишь 10—12 метров отделяли разведчиков-краснофлотцев от фашистов. Потом разведчиков обнаружили, и Микоше пришлось вместе с ними отсиживаться в глубокой расщелине скалы. Там он провел четыре дня, сжимая съемочную камеру в одной руке и гранату — в другой.

    За восемь месяцев пребывания в Севастополе Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кинорассказ о севастопольской обороне 1942 года.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 22 августа 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020