Поэмы Михаила Светлова («Литература и искусство» от 22 августа 1942 года)
Память Великая Победа

    Л. ОЗЕРОВ.

    С поразительной быстротой боевой эпизод, вчера лишь описанный на страницах газеты, сегодня становится главой героического, на наших глазах творящегося эпоса великой отечественной войны советского народа. Менее чем за год образы 28 гвардейцев-панфиловцев, образы капитана Гастелло, Саши Чекалина, Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Лазаря Паперника стали как бы символами нашей национальной славы, нашей воли к победе над врагом. Вовсе не склонный к пышной фразе, Чарли Чаплин с благоговением сказал о наших воинах: «они почти боги». Мы много говорим и пишем о русских людях, ведущих отечественную войну. Но мы далеко не всегда еще умеем в полной мере раскрыть все духовное величие этих людей.

    Готовность к самопожертвованию сочетается в нашем воине с верой в торжество жизни, ненависть к немецким захватчикам стала для него мерилом любви к своей земле, к своей семье. Стихийный размах и строгая деловитость породнились. Люди разных национальностей сражаются бок о бок на необозримых пространствах советско-германского фронта, и в огне этой беспримерной битвы еще больше крепнет и закаляется та дружба, то товарищество народов, которое составляет гранитный фундамент величия и могущества нашей советской родины.

    Бессмертным памятником этому товариществу стал подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев. Ранее мало кому известный разъезд Дубосеково на подступах к Москве окружен уже блистающим ореолом славы. Это глава нашего эпоса. От первой газетной корреспонденции, рассказывающей о подвиге двадцати восьми, до поэм, посвященных им, прошло всего несколько месяцев.

    Поэма «Двадцать восемь» Михаила Светлова (опубликована в марте с. г.), так же как «Слово о 28 гвардейцах» Николая Тихонова, была написана вскоре после первых известий о подвиге панфиловцев. Светлов не скрывает волнения и скорби, заставивших поэта взять в руки перо:

    К утру огонь пулемета ослаб
    И гул минометов стих…
    Горе мое проникает в штаб,
    Минуя всех часовых.

    Высокая человеческая скорбь продиктовала поэту его строфы. В его поэме очень силен элемент импровизации. Он целиком отдается здесь течению своих чувств. В голосе его вы все время ощущаете тот трепет, который может быть вызван лишь очень сильным чувством, огромным переживанием, властно требующим немедленного же выражения. Поэзия с наибольшей силой и экономией средств способна передать взволнованность человека событием. Собственно, самым фактом своего обращения к стихам человек как бы говорит о силе и напряженности своего чувства. Такова природа поэтического слова.

    С уверенностью можно сказать, что еще будут написаны большие поэмы и эпопеи о героях отечественной войны, в частности о 28 гвардейцах. Возможно, они будут эпичней, детальней, шире, чем поэмы Светлова и Тихонова. Но и эти два произведения не перестанут волновать нас и вызывать в памяти нашей не только человеческие образы этих неповторимых лет, но и живые чувства поэтов — участников великой борьбы. В поэме Светлова мало от эпоса в точном смысле этого слова, зато в ней — интонации современника, глубоко причастного к смертельной схватке человека со зверем.

    Поэма «Двадцать восемь» по-светловски романтична.

    В подходе поэта к действительности есть черта, самой ей свойственная: героизм в дни отечественной войны — явление яркое, исключительное по своей силе и в то же время типическое, повторяющееся.

    Поэмой «Двадцать восемь» Светлов не намеревался создать галерею образов гвардейцев. Он дал собирательный образ двадцати восьми, воспел их доблесть, заставил биться «двадцать восемь сердец, как дно».

    В другой поэме «Лиза Чайкина» («Комсомольская правда» от 28 июня с. г.) Светлов от судьбы коллектива переходит к судьбе отдельного человека. Он прислушивается к биению девичьего сердца народной героини, партизанки Лизы Чайкиной. Это сердце, — как бы утверждает Светлов своей поэмой, — бьется так же, как сердце двадцати восьми. Светлов поставил перед собой задачу создать поэтический портрет, показать судьбу русской девушки на войне.

    В заснеженной русской равнине
    Далекая точка видна —
    Идет деревенская девочка
    По снежной равнине одна.
    Зажмурив глаза против ветра,
    Идет она через поля,
    Шажками все три километра
    На мелкие части деля.

    Возможно, что некоторые детали из жизни Чайкиной не соответствуют изображенным в поэме. Поэт и не добивался абсолютного портретного сходства, он хотел постигнуть внутреннюю сущность героини, правду Лизы Чайкиной.

    Светлов в каждой главе поэмы передает в одинаковой степени и черты облика Чайкиной и свое настроение, а все главы, если их сложить вместе, образуют единый образ. Если хотите, «Лиза Чайкина» — поэма настроений, и это нисколько не снижает самого облика героини. Светлов не описывает свою Лизу, но мы ее видим и знаем, как бы она поступила в том или другом случае жизни. Поэт говорит не о самой красоте, а о силе ее воздействия. Читатель чувствует духовную силу и красоту Чайкиной. В читательском представлении из разрозненных черт создается законченный образ, родственный образу Вали из «Смерти пионерки» Багрицкого.

    В «Лизе Чайкиной» Светлов почти не описывает самого подвига. Но духовный мир Чайкиной он показал так, что нам, читателям, нетрудно уже связать имя Лизы с совершенным ею подвигом.

    Светлов умеет быть во-время ироничным. Он улыбнется тонко и умно там, где лирике его начинает грозит сентиментальность — такой же враг искусства, как и рассудочность. Он умеет быть политически острым и афористически метким. Вот самый момент смерти Чайкиной:

    Десять шагов отсчитал лейтенант,
    И неподвижно солдаты стояли…
    Милая! Мужество — это талант.
    Сколько талантов они расстреляли!

    Светлов часто и весьма удачно пользуется эпиграфами. Вот, например, он дает эпиграф из «Бедной Лизы» Карамзина: «Он взглянул бы на меня с видом ласковым, взял бы, может быть, руку мою… Мечта». После такого эпиграфа новым смыслом наполняются стихи этой главы:

    Может, он, ушедший воевать,
    Спит сейчас в землянке на рассвете?
    Может, некому ему писать,
    Потому что он тебя не встретил?
    И не только за поселок каждый,
    За свое сожженное село, —
    Месть и месть за двух прекрасных граждан,
    До которых счастье не дошло!

    Поэмы М. Светлова вдохновляют наше поколение на великие дела.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 22 августа 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 апреля 2020, 10:50
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021