Бронепоезд «Железняков» («Известия» от 26 марта 1942 года)
Память Великая Победа

    Город был уже осажден немцами. На территории завода, где строился бронепоезд, рвались вражеские бомбы и снаряды. Осколки пробивали тонкие стены цеха, оконные стекла со звоном влетали в корпуса. В цехах ни на минуту не прекращалась работа. Орудийные мастера закрепляли стальным фундаментом длинноствольные пушки, оружейники устанавливали в гнезда пулеметы, электросварщики сращивали броневые плиты.

    Инженер Калинин, конструктор и строитель «Железнякова», вместе с военкомом бронепоезда т. Порозовым придирчиво осматривали бронеплощадку, разворачивали до отказа орудийные башни, лазали в объемистые погреба, проверяли монтаж электропроводки, телефонной связи.

    — Добротно, хорошо, — скупо говорил военком, — только скорей заканчивайте локомотив.

    — Сегодня выйдет из промывки. Завтра сделаем небольшой пробег, и все ваше, товарищ Порозов.

    — Спасибо.

    Вечером, после окончательной проверки всех механизмов и установок, в цехе должен был состояться митинг. Над выходными воротами уже алел наспех написанный лозунг: «Доброго пути, товарищи железняквоцы! Бейте, громите фашистов!»

    Митинг не состоялся. Не пришлось новому бронепоезду сделать также и последний контрольный пробег. В 23 часа в городе прозвучал сигнал тревоги. Из штаба армии передали: бронепоезду немедленно выйти в район Д.

    Ночью «Железняков» вышел на главный путь. Рабочие провожали свое детище. Они шли рядом с составом, позабыв о тяжелых бессонных ночах, о работе во время бомбежки. Вот он, серый, массивный, едет перед ними с ощеренными дулами орудий и пулеметов, готовый в любую минуту обрушиться на врага. Протяжно завыл гудок.

    — Товарищи! Бейте немчуру. Не забывайте нас, — раздался громкий голос из толпы рабочих. — Коль что, — поможем.

    Противник рвался к городу-крепости. Бронепоезд имел задачу выдвинуться вперед линии нашей обороны и огнем своей батареи уничтожить скопления и движущиеся по шоссе колонны немцев.


    Командир с военкомом обсудили предстоящую операцию: сложность выполнения ее, как выяснилось из сообщения разведки, заключалась в том, что для обстрела пункта Д. бронепоезд должен был зайти в глубокий тыл противника. Командир разведки лейтенант Шевцов передал:

    — Путь со станции Д. исправлен, но сразу за мостом К. две высоты, по ту и другую сторону полотна, заняты немцами. Отсюда они простреливают дорогу.

    На рассвете «Железняков», обогнув перевал и незаметно проскочив мимо высот, занятых немцами, по крутому склону бесшумно катился к своей огневой позиции. Слева в долине показались силуэты зданий поселка. Медленно шел бронепоезд, тихо. Так тихо, что стоявшие на площадках комендоры и зенитчики слышали чужой, незнакомый говор на шоссе. Наблюдатели уже заметили скопление пехоты. Немцы под покровом ночи стягивали свои силы, готовили на этом участке широкое наступление. Не подозревая о подошедшем бронепоезде, они суетились у повозок и машин.

    Мощный залп нескольких орудии разорвал ночную тишь. Ошеломленный враг бросился к машинам, стоящим на шоссе. В следующую секунду машины вместе с людьми летели в воздух. В лагере противника возникли пожары. Летели в воздух обломки телег, падали на землю убитые лошади, немецкие солдаты. Немцы бежали в долину. 69 залпов на виду у врага произвел бронепоезд. Батальон фашистской пехоты, десятки машин и повозок уничтожили железняковцы в этом дерзком рейде.

    В другой раз «Железнякову» пришлось действовать совместно с нашими стрелковыми частями. На правом фланге одного участка противнику удалось занять пост М. Гитлеровцы бросили на этот небольшой участок фронта до батальона автоматчиков, пулеметчиков и гранатометчиков. За холмами выставили несколько минометных батарей. Положение нашего подразделения оказалось критическим.


    На помощь ему был вызван «Железняков», в задачу которого входило ликвидировать прорыв и освободить от немцев мост М. На полном ходу бронепоезд врезался в гущу автоматчиков, прямой наводкой из орудий и пулеметов начал крошить немецких оккупантов. Бой длился несколько часов. Противник пытался забросать бронепоезд минами, но они разрывались рядом с площадками, не принося вреда. Спасала толстая броня. Тогда немцы открыли по «Железнякову» огонь из тяжелых орудий. И на этот раз не дрогнули железняковцы, воспитанники Черноморского и Балтийского флотов, и продолжали обстрел противника. Не выдержав огневого натиска, немцы отступили, наконец, в лощину. Это огорчило командира, военного инженера 3-го рама тов. Харченко. Орудия бронепоезда на короткой дистанции огня (до немцев было всего 500 метров) не давали нужной настильности. Тогда Харченко подозвал к телефону командира минометной батареи старшину Онищенко:

    — Надо выкурить немцев из долины. Ударьте по фашистам из всех минометов.

    Два с половиной часа Онищенко бил по лощине, где засели фашисты. Сотни мин выбросил он на головы обезумевших гитлеровцев. Немногим из них удалось уйти в этот день целыми с поля боя. 250 солдат и офицеров были уничтожены снайперами, минометами и зенитками. Наступление немцев было сорвано. Пост М. снова оказался в наших руках.

    Бронепоезд, выполнив задачу, получил разрешение отойти в глубь обороны. Выполнить это оказалось нелегко. Вражеская артиллерия уже пристрелялась к составу, на полотне дороги позади бронепоезда то и дело рвались тяжелые снаряды, коверкая и разрушая путь. С соседней высоты немцы продолжали забрасывать железняковцев минами. Командир железнодорожного взвода лейтенант Головенко и дорожные мастера старшины первой статьи Згурский, Чечетка и путеец Бойков ползком выбрались из зоны обстрела. В течение многих часов они работали на насыпи, восстанавливая путь. Тяжело был ранен Головенко, но отказался идти на перевязку, пока бронепоезд не прошел в безопасное место.


    Совсем недавно «Железняков» был брошен на поддержку наступления одной нашей части. Немцы здесь владели высотой с которой артиллерийский и минометный огонь беспокоил наши боевые порядки. Три дня стрелки пытались выбить фашистов из траншей и окопов, вырытых в вершине, но безуспешно. На рассвете четвертого дня на огневые позиции пришел «Железняков». Получив точные данные своего корректировщика лейтенанта Молчанова командир бронепоезда Харченко из всех орудий открыл шквальный огонь по высоте.

    Первым выстрелило снайперское орудие старшины Захара Лутченко. За первым выстрелом последовали второй, третий. На подаче снарядов при орудии работал брат Захара — Семен Лутченко. Командир орудия весело говорил:

    — Пошевеливайся, браток. Гансы не ждут…

    Семен Лутченко, старый донбассовец, 48-летний моряк, работал, как юноша.

    — Не уйдет, Занька, виноват: товарищ командир! Получай!

    Превышая нормы скорострельности, стреляло орудие старшины второй статьи Данилина. С каждым новым залпом на высоте взвивались в воздух тучи взрыхленной земли, куски скал.

    Немцы отступали. Они бежали по открытому склону. Железняковцы прямой наводкой расстреливали фашистов. Через час высота была взята нашими войсками. На поле боя осталось свыше 200 убитых солдат и офицеров противника.

    Бронепоезд «Железняков» на вечной стоянке, наши дни

    Бронепоезд «Железняков» пользуется широкой популярностью у защитников города. За время осады он участвовал в 58 боях и уничтожил десятки дотов, дзотов и огневых точек врага. Саперы, зенитчики, пулеметчики и минометчики железняковцы уничтожили свыше тысячи фашистов.

    Рабочие, построившие бронепоезд, навещают своих защитников. Не так давно группа мастеров, токарей и слесарей, прибыла к железняковцам в гости на фронт.

    — Слышали, слышали о вас. Молодцы! Все ли исправно?

    — Все в порядке. Готовы к бою, — ответил военком бронепоезда.

    С. ГАЛЫШЕВ,
    соб. корр. «Известий».
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25 марта
    (По телеграфу).

    По материалам: Газета «Известия» 26 марта 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 27 февраля 2020, 10:18
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020