Год работы фронтовых бригад («Литература и искусство» от 18 июля 1942 года)
Память Великая Победа

    В. СУРИН

    С каждый месяцем деятельность концертных фронтовых бригад принимает все больший размах. За год отечественной войны на фронте побывало 250 бригад, давших в общей сложности свыше 12.000 концертов. Наряду с этим ведется интенсивная работа и в тылу — в местных гарнизонах, в госпиталях, для трудящихся оборонных предприятий. По одной только Москве за 12 месяцев войны дано до 10.000 концертов.

    «Дорогие товарищи артисты. Вы своим искусством окрыляли нас на новые боевые подвиги в борьбе с кровавым фашизмом. Гитлер и его банда хотят поработить наш народ, уничтожить светскую науку, культуру и искусство. Мы, бойцы, командиры и политработники, заверяем вас, дорогие актеры, что после выздоровления с новой силой будем громить немецких оккупантов. Не дадим коричневой чуме погасить яркий факел советского искусства», — пишут артистам раненые бойцы.

    В художественном обслуживании фронтовой аудитории участвуют певцы и инструменталисты, артисты эстрады и драматические актеры со всех концов советской страны. На фронте побывали артисты Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана и других республик.

    От актера-фронтовика требуется не только профессиональное умение, но и проявление высоких гражданских чувств. Начиная с первых дней войны, постоянно работают на фронте бригады во главе с Гаркави, Шапиро, Веревкиным, Пищиком, Андросовым, Малаховым, Лапшиным, Немеровским, Мильдоном, Прагиным. Участники этих бригад — наши лучшие артисты. Мы видим среди них заслуженных артистов республики Русланову, Орленева и Балашова; лауреатов всесоюзных конкурсов Эфроса, Ярославцева, Лукавихина, Редель и Хрусталева; артистов Всесоюзного гастрольно-концертного объединения Мирова, Дарского, Спевак, Донскую, Плинера, Орлова, Васильева, Соловьева, Раскатова, Симановскую, Назарову, Глек, Лаврентьевых, В. Иванову; артистов Московской филармонии Королева, Николаева; артистов Театра эстрады и миниатюр Тоддес и Домогацкую и многих других.

    Наряду с артистами эстрады все чаще в фронтовых концертах выступают и работники театров. Можно указать ряд театров, особо отличившихся в деле подготовки фронтовых бригад. К таким театрам относится Московский театр сатиры, Малый театр, ленинградские театры им Кирова, Малый оперный и Большой драматический им. Горького. В составе концертных бригад выезжали на фронт народный артист СССР Садовский, лауреаты Сталинской премии Ильинский и Федорова, народные артисты РСФСР Межинский и Мельтцер, заслуженные артисты Лисициан, Юницкий, Поль и Межерауп, артисты московского Театра оперетты Гедройц, Калашникова, Степанова и Кулаков, артист Театра сатиры Любезнов.

    Успехи работы фронтовых бригад во многом зависят от композиторов. Своим творчеством и непосредственным личным общением с людьми фронта композиторы внесли немалый вклад в дело художественного обслуживания армии. С глубоким удовлетворением встретили наши артисты и слушатели награждение Сталинской премией А. В. Александрова, за его мужественную, эпически-строгую песню «Священная война» (на слова Лебедева-Кумача). Другой лауреат Сталинской премии В. Захаров также написал за время войны ряд произведений, исполненных горячего патриотизма и близких народу. Хорошие лирические песни создают Седой и Блантер. Над созданием массовой народной песни работают братья Покрасс, Белый, Милютин, Кабалевский, Листов, Кац, Кручинин, Хренников и др.

    Громадное значение имеет все укрепляющаяся связь композиторов с фронтом. Оказывая помощь красноармейской самодеятельности, они получают возможность на собственной практике проверять действительные запросы фронтовой аудитории. Они возвращаются с фронта обогащенные новыми впечатлениями. В военной обстановке родилась лирическая песня Фрадкина о Днепре, песня, ставшая любимой на Юго-Западном фронте. Тесная связь с нашими славными гвардейцами помогла композитору Мурадели создать его песню о Доваторе.

    За год войны, советские артисты и композиторы сделали немало. Но потребность в искусстве исключительно велика и удовлетворена она далеко не полностью.

    Дело, разумеется, не только в дальнейшем количественном расширении деятельности фронтовых бригад. Практика показывает, что наряду с очень хорошими, высококвалифицированными и по исполнительскому составу и по репертуару бригадами на передовые линии нередко попадают посредственные исполнители, со случайно подобранными программами. Наши концертные организации и исполнители не всегда понимают, что подготовка нового актуального, политически-злободневного художественно-полноценного репертуара — основная задача и ссылки на отсутствие репертуара, которые обычно приводятся в оправдание бедности программ, — несостоятельны.

    Опыт отдельных бригад, например, той, где работают артист Дыховичный — автор и чтец одновременно, артисты бригады Миров и Дарский, или бригады, где работает Гаркави, ясно показывает, что новые произведения, отвечающие требованиям дня, связанные с живым фронтовым материалом, могут создаваться на месте, — там, где выступают бригады. Так, во время пребывания на Северо-Морском флоте Дыховичный, Миров и Дарский написали ряд произведений, пользовавшихся успехом у моряков и вскоре вошедших в специально изданный сборник для самодеятельности.

    Особенное значение местный материал имеет для конферанов. Факты из жизни воинской части, где в данный момент выступает бригада, — неоценимый источник творчества для умного и инициативного конферансье, способствуют созданию дружеской атмосферы между исполнителем и аудиторией, делают концерт живым и интересным.

    Как часто, однако, политически острое слово, едкая насмешка, публицистический памфлет — все то, что придает концерту агитационно-политический смысл и на что особенно охотно отзывается красноармейская масса, — подменяется в конферансе пустозвонством на отвлеченные темы. Концертные бригады должны понять, что без хорошего конферанса даже превосходно подобранная программа может оказаться выстрелом вхолостую.

    Однотонность — серьезный недостаток в работе фронтовых бригад. Коллективы, выезжающие на передовые линии, как правило, не используют средства и возможности театрального представления — одноактные пьесы и монтажи драматических произведений. Слабо представлены в программах концертов музыкальная и литературная классика, особенно та ее часть, которая связана с темами и образами борьбы русского народа за свою независимость.

    Бойцы часто именуют артистов, выступающих на фронте, артистами-воинами. Это обязывает ко многому. Вместе с отдыхом, который дарит художественная работа мужественным сынам Красной Армии, каждый фронтовой концерт должен звучать призывом к самоотверженной борьбе, должен рождать у бойцов священное чувство ненависти, без которого нельзя победить.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 18 июля 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 21 декабря 2019, 08:44
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020