В городе зодчего Казакова («Литература и искусство» от 9 мая 1942 года)
Память Великая Победа

    В. ПОДКЛЮЧНИКОВ


    До войны Калинин был одним из самых красивых русских городов.

    Живописное расположение у слияния трет рек, легкий, ажурный мост через Волгу, прямые и опрятные улицы, желтые с белыми деталями общественные здания и уютные домики XVIII века, наконец, старинные церкви и монастыри, разбросанные по всем концам города, придавали городу приветливый и жизнерадостный вид.

    Но больше всего славился Калинин работами нашего знаменитого зодчего М. Ф. Казакова. Казаков в Калинине — это не только «Путевой дворец» или «Присутственные места». Казаковым создан, после пожара 1763 года, новый план города. Именно выстроенные по этому плану здания и придают «городу Казакова» его неповторимый облик.

    Общая планировка, построенная на двух пересекающихся магистралях, главная улица, подчеркнутая тремя ритмически расположенными площадями, общественные и жилые здания, задуманные специально для оформления этих площадей, — целый город, спроектированный и осуществленный по единому замыслу, под единым художественным руководством, вдобавок, под руководством такого мастера, как Матвей Федорович Казаков… Да, Калинин имел все основания считаться одним из ценнейших памятников русского градостроительства! За годы советской жизни город еще обогатился многими прекрасными зданиями, новым театром, превратился в один из благоустроенных областных центров страны.

    * * *


    Немцы пробыли в городе всего лишь два месяца. Но после их ухода Калинин приобрел такой вид, как будто в нем произошло землетрясение…

    Уже вся дорога от вокзала к центру усеяна «трупами» домов. На главной — Советской улице уничтожены огнем целые ансамбли, созданные Казаковым и его «командой» в XVIII веке. В самом центре города выгорел весь старинный квартал, заключенный между Советской и Кооперативной улицами. Новый четырехэтажный дом на углу ул. Урицкого и Красноармейской, в котором помещалось лучшее в городе кафе, сожжен и частично взорван. Городской театр, Театр юного зрителя, Торговые ряды, бесконечный ряд домов по дороге к Московской заставе — все это сплошные руины…

    Советскую (б. Полуциркульную) площадь Казаков задумывал как парадный зал, который встречает подъезжающих к городу со стороны Московской заставы и от которого лучами расходятся главные магистрали города. Эту площадь образовывали несколько больших зданий, составлявших в плане широко раскинувшееся полукольцо. Сейчас от этих зданий осталось только три. Остальные сгорели.

    Между Советской и Ленинской площадями находились старинные дома стандартного типа, выстроенные по проекту, разработанному бригадой Казакова. Сохранился и типовой проект, по которому они строились. Изящные двухэтажные домики на одинаковых участках, с одинаковыми дворами в глубине, засаженными зеленью…

    Сейчас почти все эти домики сожжены или повреждены артиллерийскими снарядами. От большей части из них остались лишь голые стены с зияющими пробоинами, да груды мусора на земле…

    Ленинская (б. Фонтанная) площадь была запроектирована Казаковым и утверждена Екатериной II, как административно-хозяйственный центр города. Представляя собой правильный восьмиугольник, она получила крайне своеобразный архитектурный облик — со всех сторон замкнутая и, в то же время, во все стороны раскрывающаяся композиция, составленная из четырех одинаковых, крест-на-крест поставленных зданий.

    Из них два — Горсовет (б. Магистрат) и Областной суд (б. «Присутственные места») — выстроены в 1767—70 гг. В обоих ясно читается изысканная рука славного зодчего — Казакова. Большой интерес представляла конструкция стен — нечто вроде хорошо расчлененного кирпичного каркаса с кирпичным заполнением. Очень своеобразны апсидальные ниши, переходящие в распалубки сводчатого потолка, которыми были оформлены внутренние помещения. Исключительно тонкое и теплое выражение имели фасады с деталями, прорисованными так, как умел прорисовывать только Казаков…

    Сейчас в здании Горсовета выжжен второй этаж, а здание Облсуда — обгорелый труп, который мертвыми глазницами оконных проемов смотрит на раскрывающуюся перед ним площадь. Сгорело все, что могло гореть: деревянные перекрытия, стропила, крыша, перегородки, заполнения окон и дверей. Остались только изуродованные огнем кирпичные стены, несколько чудом уцелевших комнат по концам корпуса, бессмысленно торчащие дымоходы, да лязгающие под ветром длинные, черные листы кровельного железа.

    Перед зданием Облсуда, в центре площади, стоял памятник Ленину, работы скульптора Меркурова. Немцы уничтожили статую и пытались сбить рельефную надпись на пьедестале. Но свеже-сколотый гранит стал лишь темнее, и надпись теперь читается еще яснее: «Ленин».

    В конце Советской улицы, за Городским садом — площадь Революции. На площадь выходит здание Облисполкома — бывший Путевой дворец Екатерины II. Этот дворец издавна славился как лучшее здание Калинина.

    Именно с этого здания Казаков начал отстройку города после пожара 1763 года, причем в дальнейшем оно было дополнено таким мастером, как зодчий К. Росси.

    Изящные, легкие фасады. Тонко прочувствованный характер вспомогательной резиденции, в одно и то же время и представительной, и по-провинциальному уютной. Богатый вестибюль с колоннами из полированного гранита. Еще более богатый двухсветный зал на втором этаже с зеркальными каминами и украшенной тонкой резьбой мраморной отделкой.

    Сейчас от этого здания остались лишь закопченные стены, мертвые проемы окон и дверей, покоробившиеся от огня железные лестницы, каким-то чудом висящие на воздухе камины второго этажа с отвалившейся мраморной отделкой. Из шести гранитных колонн главного вестибюля стоят лишь четыре. Ни перекрытий, ни полов, ни крыши над головой… С неба на груды развалин задумчиво падает снег, покрывая белой пеленой то, что еще недавно было роскошным дворцом, то, что с такой любовью создавал великий Казаков и дополнял создатель ленинградских ансамблей К. Росси.

    А среди мусора, которым завалены полы дворцовых кабинетов, — следы тех, кто превратил дворец в руины. Разбитые бутылки из-под шампанского, жестянки от сардин «Торрес» («Сделало и упаковано в Португалии»), ярко расцвеченные стандартные упаковки от папирос, обрывки изделий, награбленных во всех концах Европы… И рисунки… Своего рода «фрески», которыми немцы успели покрыть стены дворцовых кабинетов, когда здесь временно размещался их штаб. Не только обычная солдатская похабщина. Наряду с ней — и произведения офицерской «культуры»: выполненные в блеклых тонах декадентского примитива маки и дамские ножки, вперемежку с силуэтами трехмоторных бомбардировщиков. Полуобнаженная женская фигура в сопровождении корявых стишков: «Сюда стремится вся сила моей радости»…

    Мог ли предвидеть Казаков, что варвары так осквернят одно из его лучших творений?!

    Но Калинин славился не только произведениями Казакова. Белая Троица, возникшая во времена Ивана Грозного. Церковь Екатерины за Волгой — мало изученный, но чрезвычайно интересный памятник XVIII века, в котором два разнообразиях по стилю корпуса слились в одну, наредкость цельную и живописную композицию. Гостиные ряды — 20 одинаковых корпусов дорического стиля, обнесенных ходовой галереей — типичный образец торгового здания XVIII века. Ряд одноэтажных и двухэтажных жилых домов за Волгой — интереснейшие произведения старинной особняковой архитектуры. «Архиерейский дом» — прихотливый усадебный комплекс с парком, прудом и садовыми павильонами, до войны служивший калининцам городским парком культуры и отдыха.

    Каждое из этих зданий состояло на учете централизованной или местной охраны, как ценный памятник художественно-исторического значения. Каждое из них играло свою роль в композиции города, и лишь вместе с ними казаковские постройки образовывали то чудесное сочетание, тот живописный и приветливый архитектурный комплекс, который мы привыкли представлять себе при слове Тверь или Калинин…

    После германского отступления и от этих зданий (кроме Белой Троицы) не осталось ничего, вернее, остались одни лишь развалины. Архиерейский дом сожжен. Старинные особняки за Волгой разрушены артиллерийскими снарядами. Церковь Екатерины за Волгой немцы еще при наступлении бомбили с самолета в течение двух дней — фугасная бомба сбила верхушку колокольни. Торговые ряды изуродованы.

    И всюду — обгоревшие и разваливающиеся стены, целиком выгоревшие поли и крыши, бесформенные груды растрескавшихся от жара кирпичей, осыпавшаяся штукатурка, завившиеся, как веревки, железные связи…

    * * *


    Так в течение нескольких дней уничтожено создававшееся веками художественное единство Калинина. Так загажены и превращены в руины основные опорные точки его архитектурной композиции, лучшие здания, составлявшие его архитектурный фонд.

    Но все эти здания были одинаково дороги русскому народу, как живые свидетели его прошлого, как памятники его великой, многовековой культуры.

    А памятники, которые дороги нашему народу, — священны и неприкосновенны. Горе тем, кто поднял на них руку! Мы заставим их расплатиться за это полностью. И час этой расплаты уже недалек.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 9 мая 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 23 сентября 2019, 11:00
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019