Великий город («Литература и искусство» от 1 мая 1942 года)
Память Великая Победа

    Сергей РАДЛОВ

    Театр имени Ленинградского совета временно переводится на Северный Кавказ. Актеры приняли это постановление, как временный отвод на отдых после многих месяцев напряженнейшей боевой работы. А работали мы все так, как и не мечталось в мирное время! Много актеров ушло добровольцами на фронт, приходилось репетировать заново с теми, кто остался, с теми, кто был возвращен из частей на производство.

    Но на фронт ушли не только актеры. Не осталось в театре почти ни одного плотника, рабочего сцены, осветителя. И за это дело надо было взяться самим. Те, кто разбирался в электротехнике, сели за реостат — управлять системой рампы и софитов, или в ложи к прожекторам — направлять их лучи на лица играющих сегодня товарищей, которым, в свою очередь, предстоит занять завтра это место, если только они уже не записались в бригады рабочих сцены. А если записались, то, значит, они утром, перед репетицией, убрали декорации вчерашнего спектакля, подвесили новые, а вечером молниеносно переставляют их, чтобы ни на одну лишнюю минуту не задержать антракта, чтобы зрители досмотрели спектакль без помехи очередной воздушной тревоги.

    В темные осенние вечера фашисты пытались прорываться к городу в одно и то же время — около 7 часов вечера. Спокойно сыграть спектакль и дать время, для того, чтоб могли разойтись по домам дорогие наши зрители, — это называлось за кулисами «обогнать Гитлера». Враг надеялся посеять среди ленинградцев панику, но чтобы убедиться, как ошибочны были эти расчеты, достаточно посмотреть на бесперебойную работу заводов или, в равной степени, побывать на нашем спектакле.

    … Играем «Отелло». Мавр бросается на Дездемону, грубо отдергивает полог кровати, сейчас начнет ее душить, но действие останавливает протяжный звук сирены. И в ответ из зрительного зала — не испуганные возгласы, — этого я не слышал ни разу, никогда — а восклицания досады и возмущения: прервана беседа с Шекспиром! Ведь Шекспир стал неотъемлемым достоянием советского человека, и потребность в искусстве стала неотъемлемой потребностью людей нашей страны. Но вот кончается тревога, и зрители обступают нас, они спрашивают, когда можно досмотреть прерванный спектакль. Есть и самые молодые посетители, которые задают более прямые вопросы — что же будет с Отелло, останется ли жив Кассио, и так далее.

    Особая, новая и небывалая ранее интенсивность восприятия отмечала прием каждой новой нашей постановки. Еще бы! Зритель, который через час после бомбежки, по улицам, засыпанным осколками стекол, спешил к кассе театра, шел к нам, очевидно, не от скуки, не от нечего делать, а ради утоления неистребимой в новом, советском человеке жажды искусства. И замечательно, какие дополнения к показанным спектаклям вносит суровое время. «Свадебное путешествие», милая и легкая комедия начинающего драматурга В. Дыховичного о молодых счастливых людях нашей страны, приобрела неожиданную новую значительность — показа той радостной жизни, на которую покушаются, которую тщатся отнять у нас наши враги. Лессингова «Эмилия Галотти» прозвучала во всей суровости протеста против тирании, «Как закалялась сталь» с новой силой и убедительностью напомнила о несгибаемости героической нашей молодежи; «Ключи Берлина», при всех дефектах этой пьесы, воздействовали, как значительное напоминание о триумфе русского оружия; «Дама с камелиями», поставленная в самые холодные, жестокие дни, ощущалась не как сентиментальная мелодрама, а как рассказ о страстной борьбе человека за право чувствовать и любить в полную силу души и сердца.

    Мудрено ли, что в этой атмосфере растущей и все более крепнущей дружбы с ленинградским зрителем мы за полгода выполнили годовой производственный план? Мудрено ли, что настоящим праздником для нас было играть для экипажа только что вернувшейся подводной лодки, совершившей вдали от своих баз легендарный сорокадневный поход и потопившей грозное число немецких транспортов, шедших в Финляндию? Мудрено ли, что еще более популярными стали в городе имена лучших моих учеников — актеров: Константина Злобина, комика, без которого не обходился почти ни один из бесчисленных наших концертов на призывных пунктах, кораблях, аэродромах; Тамары Якобсон — Джульетты, Дездемоны, Ларисы, Маргариты Готье нашей сцены; Анатолия Дубенского — лессингова принца и Арман Дюваля; Бориса Смирнова — Ромео, Отелло, Гамлета нашего театра?

    Мудрено ли, что с таким же суровым и внутренне радостным напряжением работали и наши товарищи в Театре Ленинского комсомола, в функционирующем по сей лень в Ленинграде Театре музыкальной комедии?

    И в самые морозные январские вечера, когда временный перебой с электроэнергией остановил спектакли, Дом радио посылал в эфир сцены из уже завершенной нами постановки «Парня из нашего города», посылал в эфир бессмертные строки «Гамлета», «Отелло», «Ромео и Джульетты» в торжественный вечер, посвященный творчеству Шекспира.

    До скорого свиданья, Ленинград! В пашей памяти — образ твоей красоты, величественной и вечной, как море и горы Кавказа, куда мы держим путь. Это первая из моих пятидесяти весен, когда не увижу я удивительных твоих белых ночей, в которых выплывают с торжественностью гениально построенные прекрасные здания, не искалеченные, не поврежденные фугасами и снарядами злобных дикарей. Не увижу новых просторных улиц наших рабочих районов, где мы столько раз играли в огромных, многочисленных, вновь воздвигнутых Домах культуры. Но и во временной, недолгой разлуке с Ленинградом высокий строй его единственной красоты будет питать мое творчество, так же как он помогал музыковеду и композитору Асафьеву развивать в течение этой зимы грандиозную писательскую деятельность, как он помогает творить Преображенской, чье изумительное меццо-сопрано постоянно звучит в Кронштадте и в сухопутных частях Ленинградского фронта, сопровождаемое тонким и блестящим юмором Горин-Горяинова, как он помогает оркестрантам вновь открывшейся Ленинградской филармонии, как он помогал мне в долгие вечера готовить доклад для прошедшей на днях шекспировской конференции.

    Мы помним, какой огромный вклад в советское искусство внесли за эту четверть века люди, дышавшие воздухом Ленинграда. Здесь в первые годы революции на безбрежных площадях, перед аркой генерального штаба расцвели незабываемые массовые празднества. Даже Нева и Петропавловская крепость становились площадкой грандиозных этих спектаклей, и боевые суда входили в реку и становились там, где стояли они еще недавно, ожидая, чтобы растаял лед и можно было снова броситься на ненавистного врага. Здесь создавались прекрасные произведения нашей кинематографии — «Великий гражданин», «Чапаев», работы Трауберга и Козинцева. Здесь расцветал дивный талант Шостаковича. Отсюда колыхнулась волна советских постановок Шекспира. Здесь в замечательном ленинградском балете впервые ожили в хореографии новые, близкие нам темы. И мы твердо верим: с невиданной силой будет цвести здесь вечно живущее ленинградское советское искусство.

    Никогда, никому не разорвать кровных уз нашей связи с великим городом Ленина. Недалек час, когда мы вернемся и снова будем ходить вдоль пушкинского гранита набережных, будем вспоминать о пережитых грозах, будем дышать воздухом победоносного мира.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 1 мая 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 26 августа 2019, 10:27
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021