В поисках метода («Литература и искусство» от 25 апреля 1942 года)
Память Великая Победа

    ИЗ ОПЫТА ФРОНТОВОЙ КИНОХРОНИКИ
    Т. БУНИМОВИЧ

    Был теплый августовский вечер. На траве, сидя и полулежа, расположились бойцы и командиры. Между двух деревьев на металлических подпорках был установлен киноэкран. Сзади, замаскированная ветвями, стояла автомашина с проектором. Показывали последние киножурналы .

    Впервые с начала войны мне удалось посмотреть фронтовой кинорепортаж. Среди съемок других операторов я нашел и свои кадры.

    Эти хроникальные сюжеты были смонтированы из фрагментов, снятых различными людьми. Режиссеры пытались объединить разрозненные кадры дикторским текстом и музыкой. Но несмотря на все их старания, лоскутность материала была явной.

    Просмотр заставил нас серьезно призадуматься, еще раз проанализировать причины, мешавшие нам давать полноценную фронтовую кинохронику.

    Большинство операторов не имело фронтового опыта.

    Часто мы совершали длительные и опасные путешествия без всякого эффекта. Вспоминается, как Касаткин, Эльберт и я выехали на съемку важной операции. До исходных позиций наших частей добраться было нелегко. И только на месте мы выяснили, что операция эта будет проходить ночью, и съемка неосуществима. Мы пробирались на наблюдательные пункты командиров полков, с которых, по рассказам, блестяще видно поле боя, но видно только через стереотрубу. Даже наблюдательные артиллерийские пункты не всегда давали возможность снять интересные планы.

    И уже на первом этапе нашей работы мы поняли, что в современной войне 300-400 метров очень близкая дистанция, но для киноаппаратов это расстояние слишком велико. Зритель, привыкший в художественной кинематографии видеть все близко и отчетливо, требовал этого же и от нас.

    С этими мыслями мы снова и снова выезжали на линию фронта.

    Я работал вместе с оператором Касаткиным. Мы уже побывали во многих армиях — познали горечь первых неудач, понимали, что условия, необходимые для плодотворной работы, сами к нам не придут — их надо создать. Искали эти условия и в одной из армий нашли их.

    Какие же это были условия? Прежде всего непосредственная связь с командованием и оперативным отделом армии.

    Мы знали теперь точно, в каком месте и в какое время нам надо быть и что примерно, мы увидим. Знание рельефа местности помогало нам пробираться к передовым частям в дневное время. Мы наблюдали механику современного боя во всей ее сложности. И все, что мы встречали на пути, теперь приобретало свое место и осмысливалось нами, как частица большого целого.

    Именно тесная связь с командованием армии позволила нам в короткий срок заснять много ярких эпизодов, показывающих подготовку к бою и его развертывание.

    Одной из самых сложных была съемка атаки танков и пехоты.

    Мы знали точно исходную позицию танков и путь их следования. На рассвете, задолго до начала атаки, мы пробрались в первую линию окопов — вблизи небольшого леса, откуда должны были вырваться на открытое поле наши танки и устремиться вперед. Мы заранее выбрали окоп, удобный для нашей работы: такой, из которого мы могли вести съемки и назад, в сторону леса, и вперед, в сторону высоты, занятой немцами. Так в момент атаки мы оказались в центре событий: мимо нас проходили танки, рядом с нами поднималась в атаку пехота.

    Хорошо зная характер операции, мы смогли уже в более спокойной обстановке доснять ряд эпизодов, необходимых для цельности материала. Серия снятых нами сюжетов была объединена общим названием «Бой за высоту А». («Союзкиножурнал» № 87, 1941 г.).

    Эта съемка многому нас научила. В частности, мы поняли, что удачный кадр, схваченный в гуще событий, пропадет, если не обрастет рядом дополнительных материалов. Как-то раз, сидя в окопе, мы увидели бегущего по направлению к нам бойца. При близких разрывах мин он падал, полз, затем снова вскакивал и продолжал бежать. Мы не знали, кто этот боец, но сняли его. Позже в штабе полка мы выяснили, что это связист, блестяще работающий и представленный к награде. Случайно снятые нами планы стали основой сюжета. Мы досняли, как отважный связист вскакивает на мотоцикл и мчится дальше в штаб своего батальона. Мы засняли далее конкретный случай, когда на основе его донесения была проведена удачная танковая атака. Так родился сюжет о связном Федосееве.

    Постепенно совершенствовалась и техника киносъемки. В первое время никто из фронтовых операторов не имел световой аппаратуры. А сейчас почти у всех у нас имеются портативные световые приборы; пользуясь энергией от движков с небольшими динамомашинами, которые имеются почти в каждой части, мы снимаем в блиндажах, госпиталях, в походных мастерских, в бронепоездах. Недавно оператор Беров вместе со мной снял сюжет об артиллеристах, целиком сделанный ночью: мы запечатлели на пленке командный пункт, звуковую разведку, огневые позиции. Такой сюжет без световой аппаратуры был бы неосуществим.

    Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» является первым творческим отчетом киногруппы Западного фронта.

    Впереди много работы. Кинохроникеры все еще в долгу у советского зрителя.

    Для того чтобы на экранах появлялось все больше интересных фронтовых сюжетов, надо продолжать улучшать технику съемки. Для далеких планов мы пользуемся громоздкой длиннофокусной оптикой. Нужны настоящие телеобъективы и специальные визиры к ним. Желательно иметь несколько аппаратов со специальными креплениями для установки их на пикирующих бомбардировщиках и на истребителях (до сих пор почти все воздушные съемки проводились все теми же автоматами — «с рук»). Стоило бы осуществить съемку из тяжелого танка: это даст множество новых интересных планов, которые без прикрытия снять невозможно.

    А самое главное — надо еще глубже войти в боевую жизнь нашей Красной Армии, которая каждый день, каждый час показывает примеры героизма и отваги.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 25 апреля 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019