В дни осады («Литература и искусство» от 28 марта 1942 года)
Память Великая Победа

    А. СЕГАЛ

    За 175 лет своего существования Академия художеств была свидетельницей многих исторических событий, но впервые ей пришлось пережить дни осады. Можно многое рассказать о жизни академии в эти дни. Отряд за отрядом покидал знаменитый ее Циркульный двор. Свыше двухсот преподавателей и студентов ушли в первые месяцы войны на фронт; после краткого митинга с лопатами и кирками направлялись на оборонительные работы эшелоны академии; студенты вступали добровольцами в истребительные батальоны .

    Но оставшиеся также чувствовали себя на боевом посту. С наблюдательной вышки академии видны широкие проспекты, набережные и площади чудесного города. Четок силуэт Исаакиевского собора, глыбой кажется Медный всадник, бережно укрытый мешками с песком.

    Студенты академии — опытные наблюдатели. Районный штаб противовоздушной обороны высоко оценил их работу. Они любят и знают свой город, они воспринимали с острой болью каждый удар снаряда, каждое падение бомбы.

    Несмотря на бомбардировку и артиллерийский обстрел, несмотря на трудности осадной жизни, Всероссийская академия художеств ни на один день не прекращала работы. Академику живописи Н. Петрову 69 лет, его лирические пейзажи и интерьеры хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во многих западноевропейских собраниях живописи. Когда командование ленинградского фронта обратилось к академии с просьбой помочь в создании выставки «Великая отечественная война», Н. Петров стал изучать особенности танкового боя и написал для выставки прекрасную картину «Разбитые немецкие танки на поле сражения».

    В грозные дни сентября, когда над Ленинградом нависла непосредственная угроза вторжения врага, студенты, студентки, профессора, сотрудники академии вошли в рабочий отряд, чтобы с оружием в руках отстаивать свой родной город. Когда враг был остановлен у стен города, академия стала жить более спокойной жизнью. Шли обходы мастерских, библиотека никогда не пустовала. Только по сигналу воздушной тревоги студенты отрывались от мольберта, от книг и превращались в пожарников, санитаров, бойцов команд. Никогда так дружно и организованно не работал ученый совет. Всем хотелось быть в эти дни вместе, в коллективе. С интересом была заслушана докторская диссертация проф. П. Шиллинговского. Оживленные прения развернулись вокруг кандидатской диссертации аспиранта П. Бартенева о русском классицизме. Особенно волнующим было заседание совета, на котором было решено запечатлеть в рисунках, этюдах и набросках героические дни осажденного Ленинграда и битвы, происходящие у стен города.

    Всюду, где была хотя бы ничтожная доля света и тепла, где горела хотя бы одна коптилка, студенты и профессора лепили, писали. Неустанно рисовал И. Билибин. При слабом свете свечи он исполнил сюиту замечательных иллюстраций к русским былинам. До глубокой ночи работал М. Бобышев над рядом композиций — художественных документов большой силы — «Ленинград в дни войны».

    Общежитие в подвале академии, где за толстыми, поистине крепостными стенами старинного здания жили со своими семьями профессора, напоминало творческий клуб. В сводчатом бомбоубежище академии, его закоулках и лабиринтах в часы тревог можно было видеть художников — рисующих, спорящих об искусстве.

    Политическое управление Ленинградского фронта поддержало начинание академии, и ленинградские художники получили возможность побывать на передовых позициях. Встречаясь с бойцами и командирами, они делали фронтовые зарисовки и нередко в землянках вели беседы о русской живописи — о Репине, Сурикове и Левитане.

    Но вот настало знаменательное событие в жизни академии — дипломная сессия, а вслед за ней и выставка дипломных работ. В переполненном зале музея академии, где происходила сессия, — много военных; это студенты академии, ныне бойцы Ленинградского фронта, пришедшие посмотреть работы своих товарищей.

    На мольберте — картина дипломника Пустовойтова «Возвращение с работы». Знакомый русский пейзаж: на телеге колхозники. Они устали, но радостно их возвращение с поля. Тема мирного и счастливого труда. Картина вызывала у всех одно чувство: враг посягнул на самое дорогое, самое близкое нам. Он хочет отнять у нас право на свободный труд, сделать нас рабами. Этому не бывать. И сам дипломник, уже одетый в военную шинель, на завтра идущий в бой, рассказывает о том, как он по-новому ощутил свою тему, почувствовал значение ее в наши суровые дни.

    Гулко гремят за большими окнами выстрелы зенитных батарей. Сессия на время прекращает работу. Студенты, педагоги — каждый занимает свой пост.

    После отбоя воздушной тревоги участники сессии направляются к Литейному двору академии. Здесь находятся скульптурные мастерские. Только на днях в одну из них попал снаряд. Дипломник В. Сысоев показывает свои работы, заполнившие всю его просторную мастерскую. Как много он успел сделать! Десятки этюдов ребят, детских головок и в центре — большая фигура матери с ребенком. Находясь на излечении после ранения, молодой скульптор творил с исключительным подъемом и блестяще закончил дипломную работу.

    Нужно представить себе засыпанную снегом Университетскую набережную, обшарпанное осколками снарядов здание академии, баррикады и противотанковые завалы на Васильевском острове, чтобы понять, с каким волнением читалась прибитая на фасаде академии вывеска «Здесь открыта выставка дипломных работ по живописи, архитектуре и скульптуре. Вход свободный». По занесенной снежной пылью лестнице блестящего делямоттовского вестибюля подымаются группы красноармейцев, краснофлотцев. Моряки долго рассматривают прекрасную картину дипломника К. Виноградова «Петр I на строительстве русского флота». Огромные остовы будущих кораблей. Тяжелый, груженный балками воз, надрываясь, тянут в гору сильные деревенские кони. Петр озирает величественную панораму строительства.

    «Картина Виноградова рассказывает о величии нашей родины. Верные боевым традициям русского флота, мы, балтийцы, будем громить фашистскую нечисть, пробравшуюся в наши воды», — такую запись сделали в книге отзывов о выставке бойцы краснознаменного энского корабля.

    Серия иллюстраций к «Повестям Белкина» Пушкина дипломника Таранова — удачнейшая из работ графической мастерской академии. Эскизы Добрынина к историческим хроникам Шекспира выделяются в мастерской театральной живописи. Замечательны архитектурные проекты Ваксера, Короля, Кочедамова, окончивших академию с дипломом первой степени.

    … Настал и тот праздничный день, когда все дипломники собрались со своими профессорами и товарищами, чтобы отметить окончание академии. Многие из участников этого вечеря, вскоре ушли на фронт. С беззаветной храбростью защищают они город Ленина. Некоторые из них пали смертью храбрых в боях с фашистами.

    С честью и непреклонным мужеством прошли черед все испытания блокады учителя и учащиеся старейшей русской художественной школы.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 28 марта 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019