Почетная вахта («Литература и искусство» от 21 марта 1942 года)
Память Великая Победа

    Т. КАРСКАЯ

    Свинцовое, низкое небо в рваных хлопьях облаков. Занесенные снегом громады домов. Притихшие, молчаливые, прямые, как полет стрелы, теряющиеся в тумане улицы. Суровый и грозный город-крепость, город Ленина, великий город советского народа… Его воля к победе тем непреклоннее, чем больше средств разрушения и уничтожения пускает в ход враг. Неугасимым огнем горит в сердце ленинградца беспредельная, безграничная, готовая на жертвы и лишения любовь к своему народу, к своей родине, к своему городу, и неумолимая, беспощадная, не знающая страха и колебаний ненависть к безумному врагу, занесшему окровавленную лапу над городом культуры, науки, искусства .

    Эти чувства объединяют всех. Они движут кистью ленинградского художника. Они вдохновляют композиторов. Они ведут актеров в блиндажи, землянки, на боевые корабли. Сейчас, как никогда, обнажилась настоящая правда советского искусства, его подлинная суть. Советское искусство — не блестящая безделушка, украшающая жизнь в ее счастливый период, и не пустая игрушка, становящаяся ненужной и даже лишней в годину суровых испытаний. Это искусство воинов, искусство бойцов. И выросло оно из традиций и характера боевого народа, и жить и развиваться оно может только, как искусство, отвечающее простому, мужественному и благородному характеру советского человека…

    784 — это число ленинградских работников искусств, добровольно отправившихся защищать честь и славу родной страны, любимого города. Музыковед и начальник Ленинградского управления по делам искусств Загурский, режиссеры Морщихин и Бурлаченко, дирижер Альтман, композиторы Томилин и Глух, певец Флакс, театральные критики Цимбал и Бродский, актеры Ф. Никитин, Осокина, Емельянов, Усков — их много, этих людей творческого труда, сражающихся в частях и подразделениях ленинградского фронта.

    С первого же дня войны в Ленинграде стремительным темпом развернулась работа по шефскому обслуживанию Красной Армии. Более 600 актеров систематически, изо дня в день, несут среди наших воинов почетную вахту советского искусства. Актеров на фронте радостно встречают, и часто в боевой обстановке концерт превращается в митинг. Бывает так, что актеры превращаются в бойцов, а актрисы — в дружинниц. По семь-восемь раз в день приходится выступать на фронте, чтобы удовлетворить желание возможно большего числа бойцов видеть и слышать ленинградских актеров. Но зато, какое высокое моральное удовлетворение приносит актеру его работа на фронте! В одной из бригад выступает семидесятилетний артист балета орденоносец П. П. Павлов. Он с первых же дней войны по собственному желанию вошел в эту группу и до настоящего времени делит с нею, несмотря на преклонный возраст, все лишения и трудности работы в фронтовых условиях. Летчики одной авиационной части в персональной благодарности т. Павлову пишут: «… восхищаясь вашим мастерством, мы гордимся за нашу родину, за наш народ, за наших прекрасных стариков-отцов. Каждый из нас сжимал еще сильнее кулак и думал об одном: отомстить за нашу мать-родину, за наших стариков-отцов и матерей, за кровь советских людей».

    Творить, создавать для фронта все большее и большее число ярких, острых и прекрасных произведений — этого страстно желают все творческие работники Ленинграда. Концерт — это хорошо, это необходимо, но фронту нужен и полноценный спектакль — не монтаж, не отрывки, не фрагменты. И Малый драматический театр вывозит на фронт, в полевые условия «Профессора Мамлока», играя спектакль в костюмах, гриме, в сукнах и с соответствующими аксессуарами. Особые условия места и времени, даже «грузоподъемность» техники спектакля были преодолены театром блестяще. А затем появились и новые фронтовые спектакли: «Шел солдат с фронта» того же Малого драматического театра (кстати сказать, работающего исключительно на фронте). «Очная ставка» и «Слава» театра им. Ленинского комсомола, «Продолжение следует» Тюза.

    Крупнейшие актеры Ленинграда — Касторский, Преображенская, Злобин, Макарьев, Янет, Болдырева, Шульженко, Пельцер, Вениаминов, Зарубина, Тулубеев, Горин-Горяинов и десятки других — в самое тяжелое и трудное для города время с опасностью для жизни шли туда, куда их звал долг патриота-художника. Точно так же работают и целые коллективы — ансамбль песни и пляски РСФСР, джаз Шульженко, джаз Скоморовского, вся ленинградская эстрада, Малый драматический театр, театр Цевод, театр Краснознаменного Балтфлота.

    Художественные руководители ленинградских театров организовали репертуар, подбирали материалы для бригады, привлекали авторов. Особенно много и плодотворно работали тт. Брянцев, Радлов, Чижегов. Многое из того, что сделано было фронтовыми бригадами, надолго осталось в репертуаре, постоянно вызывая живой интерес аудитории. Так первая программа бригады под руководством засл. артиста Бениаминова, в которой «сквозную линию» всего вечера нес флотский и красноармейский любимец Вася Уткин, несколько месяцев с успехом шла в частях Балтийского флота, где бригада эта работает и сейчас, выступая с новым, построенным по тому же принципу репертуаром.

    Интересный опыт проделал ленинградский филиал Центрального театра кукол, поставивший специальную программу «Крокодил на фронте» и готовящий в настоящее время второй номер «Крокодила».

    Самозабвенно и темпераментно работают и наши театры в своих стационарах. «Эмилия Галотти», «Свадебное путешествие», «Вечер водевилей». «Дама с камелиями», наряду с возобновленными спектаклями «Ключи Берлина» и «Как закалялась сталь», законченный постановкой, но еще не выпущенный премьерой «Парень из нашего города» — таков результат шестимесячной деятельности театра им. Ленсовета (художественный руководитель С. Э. Радлов). «Женитьба Белугина», «Забавный случай», «Крушение», возобновленные «Очная ставка» и «Овод» и подготовленный к выпуску спектакль «Крылатое племя» — итог работы театра им. Ленинского комсомола. Три новых и три возобновленных спектакля показал театр Музкомедии. Систематически работает Ленинградская филармония.

    Около 400 новых песен написали за время войны ленинградские композиторы. Большая их часть издана и пользуется широкой популярностью. Имена композиторов Кочурова, Прицкера, Фризе, Юдина, Тимофеева, Пащенко, известны в красноармейской самодеятельности. В декабре 1941 г. в Ленинграде состоялся конкурс на лучшую оборонную песню и героический марш. Из 70 произведений были представлены к премиям 5 песен и 2 марша. Из крупных музыкальных произведений закончены симфония Желобинского, героический марш Тимофеева, симфоническая поэма «Летчики» Богданова-Березовского, сюита для оркестра Евлахова и посвященная Суворову сюита для духового оркестра композитора Асафьева. Композитор Попов работает в настоящее время над оперой «Александр Невский», Тимофеев — над торжественной увертюрой, Евлахов — над героической поэмой. Юдин пишет кантату о Балтике, Асафьев заканчивает симфонию «Родина».

    С подъемом работают и ленинградские художники. С первых же дней войны была организована бригада «Боевой карандаш». В многочисленных плакатах, открытках, иллюстрациях художники запечатлели эпизоды отечественной войны, остро высмеивали фашистов. Особенно много работали художники Серов, Певзнер, Ситаро, Серебряный, Муратов, Остапов, Епифанов. Кочергин, Власов, Казанцев, Курдов, Петров, Кобелев и многие другие.

    Художественная интеллигенция Ленинграда мужественно стоит на почетной вахте, оружием искусства помогает защищать великий город от гитлеровских захватчиков.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 21 марта 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019