Работать военными темпами («Литература и искусство» от 14 марта 1942 года)
Память Великая Победа

    И. БОЛЬШАКОВ

    В дин великой отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами вся наша страна работает по-военному. Рабочие многих предприятий во время войны удвоили производительность труда. Страна знает много примеров трудового героизма, когда отдельные рабочие и мастера работали непрерывно по двое-трое суток для выполнения срочных военных заказов. Каждый патриот нашей родины, откликаясь не призыв великого Сталина работать по-военному, старается максимально повысить темпы, чтобы своим интенсивным трудом помогать нашей доблестной Красной Армии громить врага .

    Работники советского искусства должны в суровые дни отечественной войны также овладеть военными темпами. Что значит работать военными темпами в области искусства? Применительно к кинематографии — это значит снимать кинокартины минимум в два раза быстрее, чем до войны.

    Если в довоенное время полнометражная художественная кинокартина делалась в течение 10-12 месяцев, то теперь, в военное время, картина должна делаться значительно быстрее — максимум в шесть месяцев.

    Возможно ли в короткие сроки снимать полнометражные кинокартины, сохраняя при этом их высокое художественное качество? Опыт работы отдельных режиссеров в дни войны — И. Пырьева над картиной «Свинарка и пастух», Г. Рошаля над картиной «Дело Артамоновых», В. Пудовкина над короткометражной картиной «Пир в Жирмунке» — позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

    Творческие коллективы этих режиссеров перевыполняли установленные дневные нормы съемок в два с лишним раза. Картины были закончены в сравнительно короткие сроки.

    Такие темпы съемок требуют, во-первых, тщательного проведения всех подготовительных работ: репетиций с актерами, подготовки съемочной и осветительной аппаратуры; во-вторых, четкой работы подсобных цехов: постановочного, декоративного, лаборатории и др.

    Есть ли сейчас, в связи с переводом некоторых киностудий в глубь страны, необходимые производственно-технические условия для быстрых темпов съемок? Да, безусловно, они имеются. В Алма-Ата (куда переведены Мосфильм и частично Ленфильм) закончены первоочередные строительно-монтажные работы по оборудованию павильонов, лаборатории, цеха звукозаписи; в Ташкенте также закончены работы по организации лаборатории и цеха звукозаписи — этих наиболее важных узлов кинематографической техники. К концу подходят строительно-монтажные работы по созданию технической базы в Сталинабаде для студии Союздетфильм. Значительно расширяется техническая база наших старых киностудий в Ашхабаде, Баку, Ереване и Тбилиси — за счет пополнения новым оборудованием и аппаратурой.

    Таким образом, техническая базе киностудий обеспечивает их нормальную работу. Вместе с тем появился новый, очень важный фактор для ускорения съемочного процесса. Это — обеспеченность студий актерами. Если раньше актеры, работая в театре, значительно лимитировали возможности съемок, то теперь многие из театральных актеров целиком перешли на работу в кинематографию и могут сниматься в любое, удобное для студии время.

    Вот почему сейчас имеются основания поставить перед всеми работниками киностудий и в первую очередь перед кинорежиссерами задачу делать полнометражные кинокартины не более шести месяцев (2-3 месяца на подготовительный период и 3-4 месяца на съемки) и короткометражные фильмы — в один-два месяца.

    Запланированные на 1942 год по некоторым студиям — в частности, по Центральной объединенной киностудии в Алма-Ата — сроки производства кинокартин явно не отвечают требованиям военного времени и должны быть пересмотрены в сторону сокращения. Например, окончание картины «Котовский» (режиссер А. Файнциммер) планируется на август, картины «Парень из нашего города» (режиссеры А. Столпер в Б. Иванов) — на май, хотя обе эти картины начаты производством в октябре прошлого года. Очень медленно работает и коллектив Тбилисской киностудии, где кинокартины снимаются, как правило, не менее года. Это можно объяснить только тем, что коллективы этих студий недостаточно мобилизованы для работы по-военному.

    То же самое следует сказать и в отношении темпов работы наших кинодраматургов. Если до войны сценарий для полнометражной художественной картины обычно делался в течение полугода, то теперь эти сроки явно неприемлемы. Наша повседневная жизнь в военное время богата яркими и интересными явлениями, которые требуют быстрого воплощения в художественных произведениях.

    Сейчас в кинодраматургии начинают широко применяться новые формы и методы работы, позволяющие также ускорить процесс создания высокохудожественных киносценариев. Это — коллективная работа нескольких авторов над произведением. Одна группа авторов дает сюжеты, краткие либретто, а другая группа авторов на основе этих материалов отрабатывает диалог и создает законченную композицию произведения.

    Такая форма работы особенно важна для наших писателей-фронтовиков. В условиях фронтовой обстановки они часто не в состоянии отделывать свое произведение во всех деталях, с учетом специфики кинематографического производства. Но писатели-фронтовики могут дать интересные материалы, сюжеты, вытекающие из их непосредственных наблюдений, а писатели, работающие в сценарной студии, на основе этих материалов должны делать законченные сценарии и сдавать их для производства киностудиям. Такая система работы значительно сокращает сроки создания полноценных сценариев. Задача состоит в том, чтобы правильно и четко, по-военному, организовать работу писателей.

    Нужно ликвидировать укоренившуюся за последнее время в отдельных киностудиях практику переделок и поправок принятых к постановке литературных сценариев. Все эти поправки и переделки направлены якобы к улучшению сценария, а на самом деле в большинстве случаев ведут только к затяжке сроков производства.

    Работать по-военному, военными темпами! Это должно стать законом нашей кинематографии.

    Сейчас, когда начинается запуск в производство значительного количества новых кинокартин и многие съемочные коллективы готовятся к летним натурным съемкам, необходимо всем киностудиям перейти на ускоренные темпы съемок. Надо организовать работу таким образом, чтобы съемочные коллективы перевыполняли довоенные дневные нормы съемок минимум в два раза.

    Работники советской кинематографии должны дать нашей стране в самые короткие сроки высокохудожественные произведения, прославляющие героизм наших людей в их борьбе с подлым и кровожадным врагом, — фильмы, зовущие к борьбе за полный разгром и уничтожение немецких оккупантов, вероломно напавших на нашу родину.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 14 марта 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 апреля 2019, 12:11
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020