Губная гармоника («Известия» от 17 апреля 1943 года)
Память Великая Победа

    Расстояние между немецкими и нашими блиндажами было не больше двухсот метров. Этот узкий кусок глинистой земли был покрыт порыжевшей прошлогодней травой и редкими кустами красноватой лозы. За две недели, которые прошли с того дня, когда наши части заняли эту первую, находившуюся в ложбине, линию немецких окопов, бойцы взвода украинца Мирошниченко постарались сделать всё возможное, чтобы легче было переносить невзгоды свежей весенней поры. По ходам сообщений они натаскали в окопы соломы, устроили специальные стоки для воды, притащили бревна и доски, врыли в стенки окопа железные печки.

    Но при всех стараниях бойцов создать необходимый «комхворт», как говорил старшина Потылица, в блиндажах было сыро, люди чихали и злобно смотрели на гребень, где находились немецкие дзоты и блиндажи. Оттуда, сверху, и стекала к бойцам Мирошниченко мутноватая, обжигающая холодом талая вода.

    Приказ командования был прост — держать оборону в ложбинке до той поры, пока не будет иного приказа, который изменит обстановку и переведет события в активную форму. Перестрелки на участке Мирошниченко были редкими. Немцы ночами развешивали осветительные ракеты, горевшие долго и ярко. Было странно видеть ночью прошлогоднюю траву, освещенную ложным солнечным светом.

    Мирошниченко, черноглазый 30-летний спокойный человек из села Петровское Винницкой области, тщательно берег своих людей от шальных пуль и минных осколков, не выпускал их из окопов. Он говорил:

    — А ты чихай лучше, ведь в том удовольствие жизни — чихать. Чихнешь, тебе скажут: «Будь здоров, Вася». Ты живешь… А голову высунешь — и чихать тебе нечем будет… Так что терпите, хлопцы.

    И хлопцы терпели. Терпели молчаливо, без жалоб, как только могут терпеть люди, делящие поровну невзгоды солдатской жизни, видящие, что и ты, и твой сосед по окопу справа и слева, и лейтенант, командир взвода, стойко переносят лишения и неудобства.

    И, может быть, ничего бы так скоро и не произошло из тех событий, которые будут описаны ниже, если бы из одного из двух главенствующих на гребне немецких дзотов вечерами, с 8 до 9 часов, не раздавались звуки губной гармоники. Видимо, играл один и тот же немец. Репертуар был мал: какой-то томительно однообразный немецкий вальс и штраусовские «Сказки венского леса».

    Звуки губной гармоники лились в приазовской степи плавно и, казалось, докатывались в блиндаж взвода Мирошниченко с десятками весенних ручейков.

    Всякий раз, когда высыпали крупные звезды на черно-синем небе и в степи снова раздавались мелодии вальсов, старшина Потылица восклицал:

    — Ну, шо ты скажешь, опять на своей дудке играе!..

    — Это, товарищ старшина, «Сказки венского леса», сочинение Штрауса, — сказал как-то Потылице двадцатилетний шахтер Иван Кузьмин.

    — Ото ж, сказки… Чуялы мы ци сказки в Чернигови, — ответил Потылица раздумчиво.

    — А играет хорошо, ничего не скажешь, — сказал все тот же Кузьмин.

    — Дюже хорошо, хоть плачь… Ото ж и плакали в Чернигови… — опять сослался на родной свой город Потылица.

    Сидевшие вокруг Потылицы и Кузьмина бойцы заинтересовались и попросили старшину рассказать, на что он намекает, говоря о Чернигове. Потылица рассказал короткую, но страшную историю.

    В Чернигове, на окраине, в садах расположился на отдых немецкий пехотный полк. Многие солдаты имели губные гармоники. Гармоники были красивые: с перламутром, с цветной жестью, черные, светлые, лакированные. И вот однажды у ефрейтора Рихарда Гросса пропала губная гармоника. Подозрение пало на окраинных ребятишек. Все они были вызваны на допрос. Все отказались от предъявленного им обвинения. Гармонику не нашли. Тогда немцы построили 30 ребят в одну шеренгу, заставили их рассчитаться и каждому второму приказали выйти из строя. Затем они расстреляли 15 ребят здесь же, на окраине Чернигова, в палисаднике.

    Деятельное участие в расстреле принимал Рихард Гросс. В числе расстрелянных был десятилетний Жора Потылица — сын Лукьяна Потылицы.

    — Вот тебе и «Сказка венского лесу», Кузьмин, — закончил рассказ Потылица и вздохнул. Бойцы молчали. Они с любопытством и участием смотрели в лицо старшине. Но лицо у него было строго и в глазах незаметно было ни влажности, ни тоски. В глазах была одна строгость.

    — От с тих пор я цих дударей и переправляю к чертовой матери на той свет и всё разыскую того Рихарда Гросса. Може, бог даст, встретимся здесь…

    Минут через 15, когда уже совсем стемнело, над степью поплыла плавная мелодия вальса. Потылица в полутьме приблизил лицо к Кузьмину:

    — Шо, шахтёр, мовчишь?

    — Страшное вы рассказали, товарищ старшина.

    — Бередит мое серце та дудка… Имею я про себя один план. Да всё ищу товарища какого смелого.

    — А может, я и есть тот смелый товарищ? — спросил Кузьмин старшину.

    Прошло ещё несколько дней. Всё так же по вечерам играла губная гармоника и над степью зажигались крупные южные звезды. Однажды пошёл дождь. Это был первый весенний дождь. Не очень крупный, не очень частый, он заволок степь туманом и наполнил её запахом близкого моря. Дождь пошёл с полудня, шёл, не переставая, весь день, и темнота наступила в этот вечер раньше. В окопах стало мокро, солома набрякла, пропиталась водой.

    А в 8 часов вечера степь снова наполнилась тягучей мелодией вальса. В это самое время от наших окопов отделились две фигуры. Это были Потылица и Кузьмин. Лежа на жидкой, холодной грязи, они ползли по направлению к дзоту, откуда доносились звуки губной гармоники. Во тьме дзот был не виден, но мелодия вела их к себе, как огонек. Им предстояло проползти 200 метров по грязи, миновать лежащее в окопчиках впереди дзота боевое охранение… Когда они подползли метров на 50 к окопу, звуки гармоники вдруг стали совсем отчетливо слышны.

    — Открыли дзот, — шепнул Кузьмин Потылице.

    Незамеченные, они проползли мимо немецких солдат, спрятавшихся от дождя на дно окопчика.

    Теперь они уже отчетливо слышали не только губную гармонику, но и легкий свист, вторящий мелодии. Сомнений не было — дверь была действительно открыта. Немцы дышали запахом недалекого моря. Около самого дзота Потылица и Кузьмин приподнялись на колени и одновременно метнули в дзот по связке гранат. Раздались взрывы, крики. Потылица и Кузьмин ворвались в дзот. Потылица остановился с автоматом на последней ступеньке, а Кузьмин захлопнул за собой дверь. В дзоте было восемь немцев. Трое из них лежали навзничь, убитые наповал; четверо, тяжело раненые, залитые кровью, пытались поднять руки, а восьмой стоял в углу возле перевернутого, но не погасшего фонаря и в одной из поднятых рук держал губную перламутровую гармонику. Он был невредим. Потылица закричал:

    — Докумэнт!

    Немец непонимающе покачал головой. Тогда Потылица шагнул к нему, расстегнул карман куртки, вытащил солдатское удостоверение и протянул его Кузьмину:

    — Читай. Кто такой?

    Кузьмин медленно прочитал:

    — Фридрих Шмитгоф…

    — Не тот… Той был Рихард Гросс.

    Потылица взял из руки пленного перламутровую гармонику:

    — Музыкант, туды твою… — и переломил гармонику пополам.

    В это время за дзотом усилилась ружейная стрельба, и скоро автоматные и пулеметные очереди были заглушены громким русским «ура»…


    Нам пришлось побывать в этом дзоте дней через десять после его захвата Потылицей и Кузьминым. Весь гребень к тому времени был в руках наших войск.

    Тёмной южной ночью пробрались мы в дзот. Следов пребывания немцев в дзоте уже не было заметно. Немецкий дух был выкурен крепким дымом русской махорки.

    Только немецкий фонарик, горевший ярким пламенем в углублении, вырытом в стене, как бы напоминал о том, что здесь происходил короткий, но смелый бой.

    Здесь же, в дзоте, нам рассказали всю историю с губной гармоникой и познакомили нас с Лукьяном Потылицей, широколицым сероглазым человеком.

    Когда мы спросили его, почему он так уверен, что ефрейтор Рихард Гросс обязательно должен быть здесь, на том именно участке, где воюет Потылица, он ответил:

    — А где ж ему сховаться от меня? Он, може, в другом дзоте, вон на той главной высоте и сидит сейчас…

    В стереотрубу мы увидели темножелтые склоны с черными пятнами. Это был каменистый кряж, целая цепь высот, которые занимали немцы.

    — Вин, може, там существуе, — сказал убежденно Потылица. — А не там, так в другом месте. И нам с ним не разминуться. Я его достану…

    Глаза Потылицы, серые, глубокие, были спокойны и была в них твердая уверенность, что он найдет ефрейтора Гросса на главной высоте или на других, которые ещё предстоит взять ему, Лукьяну Потылице, со своими товарищами.

    А. СОФРОНОВ.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Известия» 17 апреля 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019