Правдивое свидетельство («Литература и искусство» от 3 февраля 1942 года)
Память Великая Победа

    П. МАЛЬКОВ

    Снег блестит. Тихо, не колеблясь, стоят в чудном зимнем уборе леса. Мы едем на фронт.

    Проезжаем рубеж мирного нашего Подмосковья. Начинается фронт. По сторонам дороги — мрачные, черные скелеты печных труб, обгорелые деревья, развороченные снарядами остатки домов.

    В сугробах — пушки, мотоциклеты, танки… Их тысячи, этих черных, мрачных, грязных машин врага. Можно не спрашивать дорогу к линии фронта. Смертельно раненное чудовище оставило следы на всем пути своего бегства. Эти вехи отступления — танки, пушки, радиостанции, зенитки.

    На фронт идут наши подкрепления. Движутся лязгающие гусеницами тягачи с прицепленными к ним могучими, тяжелыми орудиями, за ними шагают артиллериям в плащ-палатках, накинутых от лютого мороза поверх теплых ватников и шинелей, все в инее — от бровей до валенок.

    Объезжаем по вновь проложенной дороге искалеченный фашистами мост. Он уже почти восстановлен. Укладывают последние бревна. Мороз крепкими сосульками повис на бороде, усах и бровях работающих колхозников, на мохнатых, заиндевевших лошадях, везущих бревна, на откинутых воротниках полушубков. Горячее дыхание клубами вьется над людьми. Они торопятся… Они строят мост — дорогу к фронту.

    И снова чарующие пейзажи зимы, покрытые белым инеем деревья, тонким кружевом зимы опутанные кусты. Но вот холмы, грядой лежащие на сверкающей целине снега, далеко уходят в стороны, и на них открывается бесчисленное количество черных, закопченных труб и печей.

    — Это Истра, — говорит командир.

    Сразу трудно поверить в это — так мрачна и неожиданна картина мертвого города. Там, где когда-то был центр города, — сейчас остатки обрушившихся, взорванных стен. Снег покрыл толстым слоем подоконники, шапкой лежит он на грудах обломков внизу. Цепочкой тянутся кудреватые от белого инея деревья: здесь была улица. Домов нет. Одиноко стоят чудом уцелевшие ворота, на них флаги из фанеры. Как кровь, блестит на фоне снега киноварь флагов, единственный свидетель кипучей жизни, которой жил город до нашествия фашистских полчищ.

    Мы спешим к знаменитому собору монастыря, к новому Иерусалиму, творению Растрелли, прекрасному памятнику русского зодчества. На месте собора — остатки стен, и только груды камней остаются свидетелями тягчайшего преступления фашистов.

    Мы едем дальше. К вечеру мороз крепчает. Огромная, полная луна ярко освещает невысокие холмы и бесконечное снежное поле с редкими рощицами заиндевевших деревьев. Слева от дороги, как огромный крест, врезавшись в снежную целину, торчит самолет. За несколько дней до нашего приезда здесь был бой. За холмами, на горизонте, гудит беспрерывная канонада.

    …В уцелевшей избе встречаем члена Реввоенсовета армии. Комиссар говорит о больших задачах, стоящих перед художниками, о необходимости шаг за шагом правдиво отображать боевые дни армии, об ответственности художников перед родиной, перед историей, перед будущими поколениями наших людей. Он намечает ряд тем, которые необходимо сейчас же осуществить. Нужно писать портреты героев — лучших сынов нашей родины. Нужно сейчас, пока не поздно, писать поля сражений. Они меняются очень быстро. Восстанавливается разрушенное, увозятся в тыл трофеи. Потерять время — значит потерять навсегда вид сегодняшнего фронтового Подмосковья. И еще одно задание дает нам комиссар иллюстрировать дневники армейских частей — книги героизма и отваги. Это — священная обязанность художников.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 3 февраля 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 06 января 2019, 11:19
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019