Танкоград: 33 дня для организации производства танков Т-34
Память Великая Победа

    К началу войны Челябинский тракторный завод имени Сталина имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий. Именно поэтому сюда стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий, в том числе Харьковского дизель-моторного и Ленинградского Кировского заводов.

    В октябре 1941 года приказом наркома танковой промышленности ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Потом на ЧТЗ прибыли еще несколько предприятий: Харьковский станкостроительный завод им. Молотова, Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков, цехи завода «Динамо». В 1942 году переехали Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского и Воронежский завод резинопаранитовых изделий.

    Скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м. Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года боевые машины имели 23453 части, то к 1 сентября число частей сократилось до 11647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза.

    С ноября 1941 года на заводе полностью прекратилось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Он освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Теперь завод полностью переключился только на выпуск тяжелых танков.

    Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией. Решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений. На каждые 5-6 рабочих Танкограда приходился 1 инженер.

    В июле 1942 года было решено развернуть в Челябинске производство танков Т-34, чтобы восполнить потери от остановки Сталинградского тракторного завода. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года. К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин. Под руководством талантливого конструктора Николая Духова было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 года он был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.

    Таких машин, как ИС-2 и ИС-3, в 1944-1945 годах не имела ни одна армия мира. Ни одному иностранному КБ, ни заводу не удалось добиться столь же великолепного сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве. В конце 1944 и первые месяцы 1945 годов именно челябинские тяжелые танки ИСы и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152) проломили своей броней и чудовищными 122-мм и 152-мм снарядами оборонительную стену немецких городов. В этом огромная заслуга конструкторов, инженеров, технологов и рабочих Челябинского Кировского завода. Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85тысяч комплектов топливной аппаратуры.

    Анна Петросова
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 07 декабря 2018, 08:47
    • madoks

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019