Бои с «Мессершмиттами» («Красная звезда» от 27 мая 1943 года)
Память Великая Победа

    Еще совсем недавно довольно большая часть наших летчиков-истребителей предпочитала вести бой на скоростных машинах в горизонтальной плоскости. Подобная тактика, близкая к пассивной обороне, не позволяла летчику полностью использовать боевые качества своего самолета .

    В основе действий немецких летчиков лежит вертикальный маневр. С завязкой боя «МЕ-109» сразу стремится занять преимущество по высоте, что позволяет при атаке с пикирования иметь запас скорости. Следовательно, летчик может выйти из атаки горкой вверх и вновь занять исходное положение. Если машина по каким-либо причинам теряет скорость к концу атаки, то летчик уходит из нее также пикированием с последующим набором высоты в стороне. Многочисленные наблюдения показали: раньше, чем немец не набрал высоту, он не прибегает к новой атаке. Эта тактика противника создавала подчас у наших молодых летчиков ложное представление о «чрезвычайно высокой» вертикальной маневренности и скорости у «МЕ-109», и они занимали пассивную оборону, не позволявшую выиграть бой.

    Между тем наши отечественные скоростные истребители мало отличаются по скорости от «МЕ-109» всех модификаций, а нередко и превосходят его. Это позволяет вести с «Мессершмиттом» бой на вертикалях. Наша часть действовала в основном на истребителях «ЛАГГ-3». За истекший год авиапромышленность заметно улучшила качество этих машин. Самолет стал легче в управлении, появились приспособления, позволяющие делать на большой скорости резкие развороты без опасности свалиться в штопор, а также резкие выходы из пике. Машина значительно облегчена, улучшена ее аэродинамика. Летчики нашей части стали высоко ценить своего «воздушного коня». В ходе боев они научились до конца использовать качество своей машины и бить врага наверняка.

    Воздушный бой протекает примерно так. При встрече с немцами в атаку идет основная группа. А в это время одна или две пары ЛАГГов занимают выгодную позицию, стараясь остаться незаметными, чтобы в решительную минуту внезапной атакой изменить обстановку, а иногда и решить исход боя. Может случиться так, что основной группе не удается занять превышение (например, когда время ограничено), и тогда бой завяжется в невыгодных для нас условиях. Это положение легко исправить: ниже основной группы можно пустить пару или две истребителей с задачей — бить «Мессершмитты», выходящие из атаки вниз. Такой боевой порядок парирует и сводит на-нет всё былое преимущество «МЕ-109» в вертикальном маневре. К тому же мы и в групповом и в одиночном бою стали сами драться на вертикалях, широко применяя боевой разворот и горку.

    Описанное построение боевого порядка, бой на скорости с применением вертикального маневра (конечно, нельзя пренебрегать в нужных случаях и виражом) поставили нас в более выгодные условия. Соотношение сбитых самолетов резко возросло в нашу пользу. Несмотря на появление новых модификаций «МЕ-109», преимущества их в воздухе не чувствуется. Объясняется это отчасти и тем, что немцы вынуждены бросать в бой летчиков-скороспелок. Обученные по уставу, они ни на шаг не могут отойти от него. Молодые немецкие пилоты воюют по знакомому нам шаблону, применяют всё те же старые приемы, но только техника пилотирования заметно упала. Теперь легче поймать «Мессершмитт» на прицел, легче зайти ему в хвост, он чаще подставляет «крест».

    В противовес нашей тактике немцы применили эшелонирование по высотам. При завязке боя они вызывают по радио подкрепление, которое обычно подходит на большой высоте и старается свалиться сверху на нашу верхнюю прикрывающую группу. В ответ на это мы тоже стали ходить, эшелонируясь по высотам, причем взаимодействуют уже целые авиачасти. Если самолеты «ЛАГГ-3» чаще всего выполняют задачу непосредственного сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, то с ними взаимодействуют более скоростные типы самолетов, которые идут на 800—1000 метров выше, связывая вражеские истребители боем. Нередко «ЛАГГ-3» самостоятельно обеспечивают действия штурмовиков, одерживая серьезные победы над врагом.

    В полетах на сопровождение мы отказались от шаблона и каждый раз применяем наиболее выгодные тактические приемы. Однажды, получив задачу обеспечения штурмовиков, мы ее выполнили следующим образом. К месту цели сначала пришла четверка истребителей с упреждением в пять минут. Здесь были замечены шесть «МЕ-109ф» и «МЕ-109г». Старший лейтенант Чиркин, ведущий группы, отвернул в сторону солнца и набрал высоту. В это время показались наши штурмовики и сопровождающие их «ЛАГГ-3». «Мессершмитты» обратили всё внимание на эту группу и приготовились к атаке. Но вдруг сверху на них обрушились истребители Чиркина. С первой же атаки они сбили две вражеских машины, заставив остальные рассыпаться в стороны. Теперь Чиркин снова полез наверх. «Мессершмитты», оправившись от удара, опять попытались атаковать штурмовиков, но были встречены огнем непосредственного прикрытия. В коротком бою истребители сопровождения сбили еще два вражеских самолета. Уцелевшие два «МЕ-109» быстро исчезли.

    Применяя описанную выше тактику, наш полк в последнее время сбил 80 самолетов противника, из них 73 «МЕ-109». Отметим, что большинство воздушных встреч протекало при сопровождении бомбардировщиков или штурмовиков, т. е. в невыгодных для нас условиях, когда маневр был стеснен.

    За последнее время соотношение потерь стало более разительным. Одна наша эскадрилья, вооруженная «ЛАГГ-3», за десять дней уничтожила 10 «МЕ-109» последних модификаций, а сама потеряла всего один самолет, летчик которого был ранен. Летчики полка имеют солидные счета сбитых «Мессершмиттов». Так, младший лейтенант Бабайлов сбил 13 вражеских истребителей, капитан Матвиенко — 10, лейтенант Сибилеев — 10, старшие лейтенанты Чиркин и Кучерявый — по 8, старшина Санников — 6 и т. д.

    Эти успехи достигнуты благодаря тому, что летчики уверовали в свою машину и до предела используют все ее возможности. При встрече с противником они выбирают выгодное для боя положение и смело навязывают немцам свою волю. Они придерживаются непреложного правила: в воздушном бою полностью используй скорость и скороподъемность истребителя, ищи активных форм действия.

    Герой Советского Союза
    майор Ю. РЫКАЧЕВ.

    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 27 мая 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018