Зарево над Тильзитом («Известия» от 22 апреля 1943 года)
Память Великая Победа

    Мы стоим под крылом самолёта на бетонной дорожке аэродрома. На нас меховые унты, меховые комбинезоны и шлемофоны. Командир экипажа Герой Советского Союза майор Додонов поясняет боевую задачу .

    Нам предстоит бомбардировать военные объекты одного из крупнейших промышленных центров Восточной Пруссии. В районе цели — ясная, безоблачная погода, луна. Возможно нападение ночных истребителей противника. Стрелкам непрерывно вести наблюдение за воздухом.

    Майор Додонов испытующе обводит взглядом экипаж.

    — Всё ясно?
    — Всё, — слышится ответ.
    — По местам.

    Один за другим по металлической лестнице мы поднимаемся на борт воздушного корабля. Лестница убрана, захлопывается дверь, задраиваются люки.

    — От винтов! — раздается команда.

    Мощный рев моторов. Где-то впереди вечерние сумерки прорезает сигнальная ракета. Самолет вздрагивает, срывается с места и стремительно несется по взлетной полосе. Еле заметный толчок, и машина легко отрывается от земли.

    Мы в воздухе. Под крылом промелькнули ангары, знакомые постройки, лента реки. С этой минуты самолёт начинает жить особой жизнью. Здесь всё, как на морском корабле дальнего плавания.

    Командир по телефону, или, как здесь говорят, по «СПУ» — самолето-переговорному устройству, отдает приказание:

    — Убрать шасси!
    — Есть убрать шасси, — отвечает штурман.

    «СПУ» обеспечивает надежную двухстороннюю связь в полете между всеми членами экипажа.

    Стрелка альтиметра медленно ползет вверх. Самолет набирает высоту. В кабине становится холодно. Мороз пробирается за мех комбинезона. Температура 20 градусов ниже нуля по Цельсию.

    Под исполинскими крыльями воздушного корабля мелькают лесные массивы, извилистые ленты рек, прямые, устремившиеся на запад шоссейные дороги.

    Стрелка альтиметра ползет выше и выше. Становится тяжело дышать.

    — Надеть кислородные маски! — отдает приказание командир экипажа.

    Машина пробивает слой облаков и идёт почти по самой кромке. Из-за горизонта показалась луна.

    Воздушный корабль идёт уже над территорией противника. На борту самолёта тишина, только в слуховые трубки шлемофона ворвался монотонный звук «морзянки». Это стрелок-радист передавал на землю, что самолёт Додонова пересек линию фронта.

    Мелькают деревни, населенные пункты, города. Только время от времени на шоссейных дорогах вспыхивают фары проходящих машин. Это направляются к линии фронта немецкие автоколонны.

    Напряжение нарастает по мере приближения к цели. Примерно за сто километров до Тильзита стрелок-бомбардир доложил:

    — Товарищ командир, впереди зарево больших пожаров.
    — Это и есть цель, — сказал штурман.

    Действительно, небо имело темнокрасный оттенок. Через 10—15 минут пожары стали видны отчетливо. С интервалами в две-три минуты в воздух поднимались столбы огня, или, как говорят лётчики, всплески взрывной волны. Это означало, что на цель пришел советский воздушный корабль и освобождается от груза.

    С разных сторон, с разных высот к низу тянулись нити трассирующих пуль. Это стрелки многочисленных воздушных советских кораблей били из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов по огневым точкам противника.

    — Дают прикурить! — сказал с усмешкой Додонов.

    Тильзит был объят пламенем. Оно поднималось к небу столбами, окрашивая кромки облаков.

    — Бьют четыре зенитки противника, — докладывает стрелок-бомбардир.
    — Вижу, — равнодушно говори Додонов. — Открыть люки!

    С грохотом падают крышки бомбовых люков. Теперь достаточно штурману нажать рычаг, и бомбы полетят на заводы, на военные оклады, на аэропорт, на нефтехранилища. Но штурман майор Сергей Ушаков не спешит. Он выбирает район для бомбометания, присматривается, примеривается.

    — Товарищ командир, на два градуса влево… Так… Ещё на два градуса… Так… Ещё немного… Так держать!

    Воздушный корабль лег на боевой курс. Внизу под крылом отчетливо видны освещенные заревом очертания кварталов Тильзита.

    Вот мелькнула озаренная луной гладкая поверхность Немана. Самолёт вздрогнул. Из люков полетела вниз первая серия бомб.

    — За Ржев! — крикнул Ушаков.

    Самолёт снова вздрогнул, и снова из люка на военные объекты города полетели тяжелые бомбы.

    — За Вязьму! За Гжатск! За Великие Луки!

    Обе серии бомб одна за другой достигли земли. Несколько всплесков взрывной волны, и внизу под нами возникло еще два огромных пожара.

    Воздушный корабль развернулся и лег на обратный курс. Вместе с нами шли домой и другие советские воздушные корабли, принимавшие участие в мощном, массированном налете на Тильзит. Снова в слуховые трубки шлемофона ворвался монотонный звук «морзянки»: стрелок-радист передавал на землю о выполнении боевого задания.

    А на цель шли новые и новые советские самолеты. Военные объекты Тильзита горели…

    Капитан В. ВАРМУЖ.
    Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 21 апреля.

    По материалам: Газета «Известия» 22 апреля 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 25 октября 2018, 09:58
    • verhoven

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021