Ил-2: потери первых 10 боевых вылетов
Память Великая Победа

    Общеизвестна та важная роль, которую сыграла советская штурмовая авиация в достижении Победы. Но платить за это приходилось очень тяжелую цену.

    Еще в начале 1938 года Сергей Ильюшин, доказывая необходимость создания бронированного штурмовика или «летающего танка», в докладной записке руководству СССР писал: «При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) — штурмовая авиация будет нести очень крупные потери».

    Увы, даже созданный Ильюшиным замечательный «воздушный танк» – Ил-2, при всех его неоспоримых достоинствах, не избавил штурмовую авиацию от тяжелых потерь, вызванных, прежде всего, выполняемыми ею задачами.

    О том, что боевая работа штурмовиков обычно сопровождается потерями, знали и те, кто летал на других самолетах.

    Яков Файвелюкис, например, воевавший на «Бостоне» стрелком-радистом (сайт «Я помню»), вспоминая о последнем годе войны отметил, что за это время в его полку почти не было боевых потерь. При этом он сделал такое сравнение: «Это в штурмовой авиации каждый боевой вылет на ИЛ-2 был как последний в жизни».

    Действительно, вряд ли в каком-либо полку штурмовиков даже в последний год войны могло почти не быть боевых потерь. Наиболее опасными вылеты на штурмовку были для молодых летчиков. Пилот Ил-2 Леонид Дубровский (сайт «Я помню») полагал: «Как правило, летчики-штурмовики погибали на первых 10 вылетах, среди тех, кто перешагнул этот рубеж, потерь было меньше, хотя, конечно, гибли и после».

    Он свой первый боевой вылет совершил на одноместном Ил-2. Сумел удержаться в строю, чтобы не ударили соседи крылом или винтом. Свои ощущения описал так: «Посмотрел — бомбы пошли, рвутся, стреляют, – а куда, что, непонятно!» Сам он действовал, повторяя действия ведущего.

    А на четвертом или пятом вылете Дубровский, уже пересевший к тому времени на двухместный Ил-2, решил, что его машину атакует вражеский истребитель. Он принялся пикировать. А на аэродроме стрелок-радист сказал, что никакого немецкого истребителя и его атаки он вовсе не заметил, но пикирование было таким, что в глазах потемнело. Стрелок-радист был опытный, и пилот ему поверил.

    Позже летчик-истребитель, прикрывавший штурмовики в этом вылете, сказал, что это его молодой летчик принял за немца. Он смеялся: «Ты так пикировал, что мне страшно было! Я думаю, – уйду подальше от тебя!».

    С каждым новым вылетом у Дубровского накапливался опыт: «Землю я начал видеть, наверное, вылета с десятого. Тут уже я начал летать более осознанно».

    И высшее руководство Красной Армии также считало 10 боевых вылетов на штурмовике важным этапом в становлении летчиков-штурмовиков.

    8 октября 1943 года Иосиф Сталин подписал «Положение о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского Флота за боевую работу и сбережение материальной части».

    В Положении было указано, что летчики и стрелки-радисты штурмовой авиации к первой правительственной награде представляются за 10 успешных боевых вылетов, а к следующим наградам – за каждые 20 следующих успешных боевых вылетов.

    То есть первые 10 боевых вылетов были признаны определенным рубежом, достижение которого давало возможность быть представленным к правительственной награде. Сделавшие 10 вылетов летчики и стрелки-радисты уже обладали определенными боевыми заслугами и не могли считаться неопытными.

    Но возникает вопрос – чего стоили эти первые 10 боевых вылетов и последующие 20? Всего за войну, по воспоминаниям Дубровского, 200 летчиков и стрелков погибли в полку. Сам он прибыл в полк весной 1943 года вместе с тремя товарищами. Первый из них погиб не на боевом вылете – при перебазировании «зацепился за высоковольтку». Второй погиб при возвращении с боевого задания – «попал под залп «Катюш». Случалось со штурмовиками, летавшими, как правило, на небольших высотах и такое. Третий погиб, успев совершить сотню боевых вылетов и став командиром эскадрильи. Товарищи видели, как прямое попадание снаряда крупнокалиберной зенитки развалило самолет пополам. Стрелок-радист погиб вместе с командиром.

    Леонид Дубровский – единственный из четверки, оставшийся в живых. 20 февраля 1944 года его Ил-2 был подбит, пуля попала в левую руку, раздробив кости предплечья и вырвав кусок кости, так, что потом образовался «ложный сустав». С огромным трудом ему удалось посадить самолет на своей территории… Намечавшуюся вначале ампутацию руки врачи отменили, но после ранения признали Дубровского ограниченно годным, его списали с летной работы, и в дальнейшем он служил на командном пункте…

    Максим Кустов
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 14 октября 2018, 08:53
    • iunior

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020