Могучий возраст («Известия» от 23 апреля 1943 года)
Память Великая Победа

    Получив смену, Н-ская истребительная часть вышла из боев и разместилась на кратковременный отдых. Местечко сразу ожило, наполнилось голосами, песнями, музыкой. Население встретило дорогих гостей с восторгом, особенно молодёжь. Да иначе и быть не могло. Лётчики сами молоды. В авиачасти много отважных лётчиков, мастеров воздушного боя .

    Гвардии капитан Гаранин штурмовал румынские города и сбил в воздушных боях десять немецких самолётов. Он — Герой Советского Союза, дважды орденоносец. Командир звена истребителей Орехов сбил двенадцать немецких самолётов.

    — Вот уж, действительно, храбрец и мастер! — говорят в авиачасти о летчике Александре Дмитриевиче Анискине.

    Неравный бой, бой с численно превосходящим противником был стихией Анискина. Он выдержал десятки таких боев в воздухе и сбил много немецких самолётов.

    — Один-на-один меня не собьют, и два против одного тоже меня не собьют, — говорил Анискин.

    Он погиб недавно героем в слишком неравном бою: один против шести «Мессершмиттов», сбив при этом несколько вражеских машин.

    Вечная память Александру Анискину — днепропетровскому юноше! Это был храбрый, беззаветно преданный своей родине воин.

    Дерется авиачасть с начала войны, и здесь можно услышать ряд фамилий её ассов: Владимир Гаранин, Сергей Долгушин, Андрей Баклан, Александр Мошин, Аркадий Макаров, Александр Шишкин, Александр Котов, Василий Савельев, Николай Коваль, Владимир Орехов…

    — Да вы расскажите о Холодове, — заметил однажды заместитель командира авиачасти. — Вот с кого надо брать пример!

    Иван Михайлович Холодов в 1932 году окончил семилетку и поступил в Сталинградский судостроительный техникум. Одновременно он изучал летное дело, мечтая о профессии летчика. И через два года Холодов стал курсантом летного военного училища.

    … Бой завязался у линии фронта и продолжался над территорией, захваченной фашистами. Шестерка наших истребителей под командованием Холодова сражалась против численно превосходившего врага. Бой длился долго и закончился победой советских летчиков. Боеприпасы оказались расстрелянными, и горючее было на исходе. Четверке своих истребителей Холодов приказал возвращаться, а сам с летчиком Макаровым остался на прикрытии. В этот момент появились ещё два «Ме-109ф». Они атаковали Холодова и Макарова, рассчитав, что горючее в машинах советских лётчиков кончается.

    — Не уходить никогда, всегда атаковать! — правило лётчиков Н-ского истребительного полка.

    Холодов и Макаров атаковали врага, оттягивая его на свою территорию. Когда «Мессершмитты», стараясь сосредоточить удар, угрожали Холодову, Макаров смело бросался к командиру на выручку, имитируя лобовую атаку…

    Четверка истребителей была уже на своем аэродроме, а Холодов и Макаров все не появлялись. Наконец, в небе раздался гул моторов. Но самолётов не было видно. Бой шел на высоте более 2.000 метров. Два советских истребителя не уступали русского неба врагу. Старший лейтенант Владимир Орехов стрелой взмыл в воздух. За ним последовал капитан Мошин. Немцы бросились наутек, не добившись успеха. Холодов и Макаров поспешили сделать посадку. Моторы их заглохли, едва машины коснулись земли: горючее кончилось.

    Высокие качества воина и командира приобретались трудом, завоеваны в многочисленных схватках с немецкими оккупантами. Только в боях за Великие Луки эскадрилья Холодова сделала 208 боевых вылетов и уничтожила в воздухе 27 фашистских самолётов.

    При ликвидации Демянской группировки противника Холодов во главе восьмерки советских истребителей встретился с двадцатью двумя вражескими бомбардировщиками. Под прикрытием большого количества «Ме-109ф» они шли на бомбежку наших боевых порядков. Силы были слишком неравные. Но победа дается смелым! Ведь воюешь за родину, которая тебя воспитала и дала в руки все…

    И Холодов атакует. Восьмерка советских истребителей врезается в гущу фашистских машин и разгоняет их, заставляя немцев сбросить бомбы на свои же войска.

    Воздушный бой разгорался. «Мессершмитты», имея численное превосходство, с яростью обрушились на советскую восьмерку. Нужно было напрячь все силы, всё внимание, чтобы не попасть под удары.

    Лучшее средство в таких случаях — нападение. Холодов не столько отбивал атаки, сколько атаковал сам. В пылу боя он плоскостью своего самолета протаранил один «Ме-109ф». Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом и попал к нам в плен.

    Воздушный бой закончился полной победой холодовской восьмерки.

    На груди у Холодова пять орденов. Он удостоен звания Героя Советского Союза и за бои под Великими Луками — ордена Александра Невского.

    Казалось бы, он всего достиг. Но Холодов, современный русский человек, советский летчик, нынешние свои успехи рассматривает только как подготовку к ещё более значительным делам, к чему-то подлинно настоящему.

    Окончательная победа над врагом — вот это настоящее. И ради нее Холодов неустанно, изо дня в день совершенствует свои знания, своё мастерство. Он учит этому своих товарищей и подчиненных — таких же горячих советских патриотов.

    Н-ская авиачасть закалилась и выросла в боях с немецкими захватчиками. В ней нет ни одного летчика, который не был бы награжден. Многие имеют по два, по три ордена и больше. Трое награждены орденом Александра Невского.

    Тринадцати пилотам авиачасти присвоено звание Героя Советского Союза. Они завоевали это высокое звание в боях за любимую родину, защищая завоевания Октябрьской революции.

    В воздушных боях за время войны авиачастью сбито 427 вражеских самолётов. Прекрасный счет! И всмотритесь в него внимательнее. За первые месяцы — с августа 1941 года по март 1942 года — сбито 42 самолета врага. С мая по октябрь 1942 года 274 фашистских воздушных пирата нашли себе могилу под ударами тех же лётчиков. И, наконец, в операции под Великими Луками и в районе Демянска летчиками авиачасти сбито 112 гитлеровских самолётов. Великолепное нарастание мастерства и успехов!

    Личный состав авиачасти неуклонно рос, совершенствовал материальную часть, изыскивал и находил новые приемы боя, познавал тактику врага, вырабатывал свою тактику. В конце-концов авиачасть по праву получила звание гвардейской.

    … Владимир Орехов недавно ездил в Тулу к отцу. Старый тульский оружейник, бывший солдат первой мировой войны 1914—18 г.г., ждал сына с понятным нетерпением, готовился к встрече, всем говорил, что «завтра приезжает Вовка». Несколько лет старик не видел сына и всё ещё помнил его октябренком, пионером, авиамоделистом Вовкой, с вечно порезанными пальцами.

    Но вот распахнулись двери и на пороге появился высокий и статный гвардии старший лейтенант, дважды орденоносец. Старик растерялся и, не в силах произнести ни слова, молча застыл в объятиях сына.

    Потом, сжимая его руку в своих мозолистых ладонях, он долго смотрел на Владимира и, должно быть, вспомнив Пушкина, которого любил, произнес:

    — Младое племя!.. Могучий, славный возраст!..

    Это мог бы сказать отец каждого пилота Н-ской истребительной части.

    А. КУЗНЕЦОВ,
    спец. корреспондент «Известий».
    Н-СКИИ АЭРОДРОМ.

    По материалам: Газета «Известия» 23 апреля 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 04 октября 2018, 09:19
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022