Дуэли СУ-152 с «Тиграми»
Память Великая Победа

    Не долгим, как известно, оказался «производственный» век СУ-152 тяжелой самоходно-артиллерийской установки. В феврале 1943 года начался серийный выпуск этих машин, в январе 1944 года были выпущены последние две Су-152, всего — 670 единиц.

    Хотя по своему боевому предназначению СУ-152 являлась тяжелым штурмовым орудием, уже летом 1943 года на Курской дуге она смогла проявить себя в качестве истребителя новых немецких тяжелых танков, Одним из тех, кому довелось поучаствовать в качестве механика водителя в «охоте» СУ-152 на Т-VI «Тигр» был Электрон Приклонский.

    В своих мемуарах «Дневник самоходчика» он описал следующий боевой эпизод. Наши самоходчики преследовали отступающих немцев, но неожиданно были остановлены. «Тигр», расположившись в отдалении на возвышенности, взял под контроль железнодорожную насыпь. Как только в его секторе обстрела появлялась достойная цель, он открывал огонь с 1000-1500 метров. Попытки 3 СУ-152 «решить вопрос» оказались безрезультатными.

    Помпотех батареи (помощник командира по технической части) Иван Конев, полный тезка знаменитого советского полководца, решил продолжить борьбу с надоевшим «Тигром». Высадив мехвода, он сел на его место и повел машину к насыпи и под ее прикрытием развернул машину так, чтобы орудие было направлено в сторону места вероятного расположения немецкого танка. Пушку заранее зарядили бронебойным снарядом и с заведенным двигателем стали ждать.

    Еще одна самоходка должна была сыграть роль приманки. Ей предстояло «дразнить» «Тигра», демонстрируя то верх башни, то край ствола. Не сразу, но экипаж «Тигра» все-таки клюнул на приманку. Раздался выстрел, но самоходка – приманка осталась невредимой. Су-152 Конева рванула вверх и почти вылезла на полотно железной дороги. Но… немцы успели перезарядить орудие и «Тигр» выстрелил первым в самоходку, еще не успевшую принять горизонтальное положение.

    «Болванка» угодила в маску, левее орудия, машина поползла под откос. Почти весь экипаж выскочил из нее, остался только помпотех батареи, головой в танкошлеме упершись в триплекс…

    Оглушенные ударом самоходчики начали приходить в себя и осматривать машину. Болванка, как выяснилось, не смогла пробить лобовую броню. Лишь головка снаряда немного выставилась из броневого листа, приблизительно на полметра выше головы Конева. Его окликнули, но он не отвечал.

    С трудом рослого и тяжелого помпотеха смогли вытащить из машины. Медиков, хотя бы санинструктора, рядом не оказалось. Самоходчики пытались помочь Коневу сами, в меру своих весьма скромных медицинских познаний. Сняли с него танкошлем, комбинезон и гимнастерку, но не смогли найти даже царапины.

    Но и признаков жизни тоже не было. Пробовали делать искусственное дыхание, растирать грудь, но безрезультатно. Потом в танкошлеме нашли сквозную дырку, совсем небольшую. Запекшаяся ранка на темени Конева, оказавшаяся смертельной, казалось совсем крошечной… Смелый и инициативный офицер Иван Конев заплатил жизнью за попытку расправиться с «Тигром».

    Самоходчики решили отомстить за товарища и наконец-то расправиться с обнаглевшим «Тигром», видоизменив идею Конева из-за наступившей темноты. Теперь одна машина должна была двигаться вдоль насыпи, не поднимаясь на нее, часто увеличивая обороты, чтобы слышнее было.

    А две Су-152, на самом малом газу удалялись от насыпи в сторону находящейся на бугре деревни, чтобы насыпь стрелять не мешала. Поднявшись, экипажи выключили двигатели. Они старались расслышать шум «тигриного» мотора. «Перепелка! Спать пора!» — по рации был передан условный сигнал. Это означало, что на отвлекающей машине (ее вел Приклонский) надо заглушить двигатель. Пока он работал, услышать «Тигра» было практически невозможно.

    Все три экипажа принялись вслушиваться, пытаясь определить местонахождение немецкого танка. Прозвучал новый условный сигнал: «Нет, не спится». Приклонский запустил двигатель, пока два других экипажа производили грубую наводку. Теперь ему предстояло спровоцировать немца на выстрел, при движении «добросовестно рассыпая снопы красноватых искр». Наконец «Тигр» выстрелил, на миг подсветив себя. Через секунду раздались выстрелы двух «засадных» СУ-152, затем машины Приклонского.

    Эта ночная дуэль бронированных тяжеловесов оказалась безрезультатной, попаданий не было ни у кого. Но после этого «Тигр» исчез в темноте.

    По признанию Приклонского, экипаж «Тигра» выполнил свою задачу – на несколько часов задержал продвижение наших самоходчиков и сумел уйти после этого. Погиб Иван Конев.

    Но вскоре самоходчикам удалось взять реванш…


    Электрон Приклонский сразу после неудачной попытки расправиться с немецким танковым «тяжеловесом» проанализировал сильные и слабые стороны СУ-152 и «Тигра в бою друг с другом.

    «Тигр» – танк, и ему достаточно только довернуть башню для того, чтобы увидеть противника в прицеле. Су-152 для этого должна крутиться всем корпусом. Боеприпасы к «Тигру» представляли собой унитарный патрон — снаряд был соединен с гильзой в единое целое. Это повышало скорость заряжания орудия. А у СУ-152 – выстрелы раздельного заряжания. Совершенно закономерно, что «Тигр» опережал СУ-152 в скорости стрельбы.

    Но зато СУ-152 мощью орудия превосходила «Тигра», который, получив попадание 152 — мм бронебойного снаряда, вряд ли мог сохранить боеспособность.

    Удачно использовать эту мощь против «Тигра» довелось уже на следующий день после безрезультатной ночной дуэли. Успехом во многом обязаны были самоходчики полка, где служил Приклонский, учительнице в освобожденном ими селе. Молодая женщина провела тяжелые машины по доступным местам в заболоченной низине, в результате удалось обстрелять «хвост» отступающей немецкой колонны. Подбили несколько немецких машин, самоходку и «Тигр».

    В конце этого боя с СУ-152 Приклонского случился досадный казус – пушку «накормили» песком. Преодолевая широкую канаву самоходка «клюнула», и пушка при этом задела дульным тормозом противоположный край канавы. Наводчик после выстрела забыл «подвысить» ствол. Хорошо еще, что командир Су-152 быстро среагировал и дал команду «Стоп». Пока чистили ствол, немецкая колонна исчезла из вида…

    Следующая встреча самоходчиков с «Тиграми» произошла у Старого Люботина (так указано в мемуарах название города). Там некоторое время линия фронта не менялась.

    Самоходки ночью скрытно занимали позиции, выбранные еще днем, удобные и для наблюдения за немцами, и для открытия огня прямой наводкой. Чтобы немцы на слух не засекли СУ-152, двигались, дождавшись открытия артиллерийского огня, своего или немецкого. Командир машины или батареи шел впереди, указывая путь.

    Как-то в очередной раз СУ-152 с лучшим в полку экипажем, которым командовал Константин Стельмах, отправилась в такую засаду, когда еще не полностью стемнело. На сей раз офицер, указывающий путь, не шел, а ехал на «Виллисе». Место для засады было выбрано неподалеку от одной из улиц города, которая шла сверху вниз к окраине и хорошо просматривалась снизу. «Виллис» остановился, дожидаясь идущую на малом газу СУ-152 Стельмаха. Находящийся в легковушке офицер увидел, что по улице движется «Тигр» и, как указано в мемуарах, «следом за ним вылезли два «Фердинанда».

    (Как известно, «Фердинанд» — немецкая тяжелая самоходно-артиллерийская установка, которая выпускалась в очень ограниченном количестве. Часто «Фердинандами» в Красной Армии именовали другие, более распространенные немецкие САУ).

    Экипажи СУ-152 и «Тигра» одновременно заметили друг друга. Немецкий выстрел прогремел первым, но болванка прошла над советской самоходкой. А вот ответный выстрел оказался точным, после попадания 152-мм снаряда «Тигр» загорелся.

    Находившиеся в «Виллисе» офицер и водитель, над головами которых летали снаряды, залегли в канаве.

    Теперь одной советской самоходке противостояли две немецкие. Но им трудно было развернуться на улице для наводки орудий – близко были дома, и мешал горящий «Тигр» впереди. Задняя самоходка стала пятиться назад, чтобы открыть себе обзор. Ее наши самоходчики и выбрал целью для второго выстрела. Он тоже оказался удачным, немецкая машина загорелась. Остававшаяся пока невредимой немецкая самоходка оказалась в чрезвычайно неприятной ситуации – и спереди, и сзади горели машины их товарищей, что ограничивало обзор и делало любой маневр на улице очень рискованным.

    Неудивительно, что в дыму ствол последней немецкой машины врезался в дом. Экипаж СУ-152 немного довернул машину, и снаряд попал точно в борт германской самоходки.

    Весь экипаж, которым командовал Константин Стельмах, за это блестяще выигранный встречный бой, продолжавшийся всего 5-6 минут, был представлен к орденам.

    Но помимо мощи орудия у СУ-152 в боях с «Тиграми» был еще один специфический «козырь»…


    Специфическим «козырем» СУ-152 в дуэли с «Тигром» иногда были особенности его 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С. Вот как использование такого «козыря» описал Николай Шишкин, во время этого боя летом 1944 года в Белоруссии бывший командиром батареи СУ-152.

    Три танка головного дозора, поднявшиеся на пригорок, были подбиты «Тигром». «Разбираться» с ним приказали Шишкину. Его машина медленно взбиралась все на ту же роковую возвышенность, Шишкин высунулся из люка, чтобы осмотреть местность и обнаружить противника.

    Тут раздался выстрел «Тигра», болванка прошла буквально над головой советского офицера. Немец стрелял снова, но опять не попал. Ему был виден лишь верхний фрагмент рубки советской самоходки, настильная траектория снаряда «Тигра» не позволяла поразить СУ-152.

    Но перед Шишкиным встал вопрос — а как «достать» «Тигра» и выполнить приказ? Выезжать наверх, сделавшись полностью видимым противнику, ему решительно не хотелось.

    Тогда он решил воспользоваться возможностями своей пушки – гаубицы, имевшей навесную траекторию полета снаряда и тем, что «Тигр» стоял под деревом, бывшим хорошим ориентиром. Николай Шишкин сел на место наводчика. Вот как он описал свои дальнейшие действия: «Я заметил на этом холме кустик. Смотря через канал ствола, я добился от механика водителя такой позиции самоходки, чтобы кустик был совмещен с кроной дерева, под которым стоял немецкий танк.

    После этого, используя прицел, опустил орудие на 3 сотых, чтобы снаряд прошел над самой землей». Первый же выстрел оказался удачным – попадание под обрез и «Тигру» сорвало башню.

    Но, конечно же, «Тигр» при всех возможностях СУ-152 оставался чрезвычайно грозным противником и для них, и тем более, для советских танков и самоходок с менее мощными орудиями и броней.

    В воспоминаниях Электрона Приклонского, например, есть описание очень тяжелого боя у деревни Николаевка. В роще неподалеку от деревни наступающих советских танкистов и самоходчиков огнем встретили «Тигры» в капонирах. Их заблаговременно не обнаружили, и открытый ими внезапно огонь оказался чрезвычайно эффективным. Немцы били на выбор, в упор. Тут уж уповать на качества одних только СУ-152 не приходилось, совладать с «Тиграми» пытались все оказавшиеся поблизости наши танки и самоходки. Приклонский написал по этому поводу: «Дохлое дело — наугад бросаться… но другого выхода не было — и лезли, дрались по известному принципу: морда в крови, но наша берет».

    Но он не указал, сколько именно танков и самоходок сожгли «Тигры» в капонирах, прежде чем удалось взять Николаевку. Об этом можно лишь догадываться. Равно как и о том, насколько часто экипажам СУ-152 в дуэлях с «Тиграми» удавалось использовать преимущества своих грозных машин. Увы, наугад бросаться в бой со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями и самоходчикам на СУ-152, и их товарищам на других типах бронетехники даже в победоносный для Красной Армии период войны приходилось часто…

    Максим Кустов
    Источник: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 15 сентября 2018, 07:37
    • verhoven

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018