Сегодня в Сталинграде («Правда» от 4 февраля 1943 года)
Память Великая Победа

Дома сожжены и разрушены, улицы загромождены развалинами, баррикадами, изрыты воронками, дзотами, ходами сообщения. Всюду автомашины различных фирм Европы — грузовые и легковые, всюду брошенное оружие, боеприпасы, пушки, танки, шинели, подсумки, солдатские мешки. Подвалы и блиндажи загажены и завалены домашней рухлядью, перинами, подушками, стегаными одеялами, кроватями, диванами. На всём — толстый слой грязи и копоти. Здесь отсиживались фашисты, здесь она собирались зимовать .
На улицах и в домах, в подвалах и во дворах — трупы немецких солдат и офицеров. Вот от взрыва обрушившийся подвал, под его железобетонными обломками заживо погребен гарнизон гитлеровского опорного пункта, во дворе, валяются разорванные в куски семь немцев, чуть подальше — шесть, восемь, четырнадцать. В городе их тысячи.
Морозный ветер гонит по улицам, крутит во дворах и в подъездах бумажки, штабные документы, пересчитывает толстые папки скоросшивателей с циркулярами, приказами, ведомостями.
Длинные шеренги военнопленных медленно бредут по улицам, спускаются к Волге. Одеты кто во что горазд, они ежатся от холода, скребутся от вшей и коросты, грязные, оборванные, настоящие бандиты с большой дороги. Натыкаясь на тряпки, накрученные на ноги, они по-воровски озираются по сторонам, боятся смотреть людям в лицо.
Много зла и горя принесли они нам. Смешанные с землей асфальтовые мостовые, сожженные и разрушенные здания города-красавца, вырубленные и посеченные акации в скверах… Мертвые, замученные ими жертвы взывают к мщению. Немцы судорожно сжимают плечи и опускают глаза к земле.
— Будьте вы прокляты, ироды! — глядя на них, со злобой говорит боец-конвоир.
— Будь ты проклято, поколение Гитлера! — скажет каждый советским гражданин, знавший город до 23 августа 1942 года и попавший сейчас в Сталинград.
Трудно описать все злодеяния, разбой и произвол, учиненный гитлеровцами в Сталинграде.
На углу двух улиц стоял большой дом. Немцы заняли его под свою комендатуру. Дом был разделен на две части — западную для регистратуры населения и северную — для пыток и допросов. Очевидны рассказывают, что мимо северной стороны здания страшно было пройти: днем и ночью оттуда доносились крики и стоны истязаемых людей. Во дворе круглые сутки раздавались выстрелы, здесь расстреливали.
Там же во дворе была сколочена виселица.
В последний день своей жизни в Сталинграде фашисты зажгли этот дом, желая замести следы своих преступлений. Но не удалось им и их холуям — старостам в подкомендантам уйти от карающей руки народного правосудия.
Вторую виселицу фашисты установили на переходном мосту и повесили на ней трех пленных красноармейцев. 26 декабря немцы повесили четырех пленных наших бойцов на фермах моста. Они висели до прихода советских войск в этот район.
Сейчас над Сталинградом взошло солнце свободы. Кончилась темная, кошмарная ночь. Измученные жители вышли из подземных лачуг в полной грудью вдыхают чистый воздух. В утреннем солнечной рассвете встает над Волгой израненный, сожженный город-герой с красным далеко видным знаменем.
Весной, когда вскроется река и лед уйдет в Каспий, по вольной русской реке свободно пойдут плоты, нефтебаржи, побегут пароходы, и пассажиры с палубы прочтут на правом берегу навеки хранимые слова, написанные на высокой каменной стене причала: «Здесь стоять насмерть, гвардейцы Родимцева». Это было написано в первые дни боев за город. Дальше есть надпись, сделанная сейчас: «Выстояв, вы победили смерть».
Город Сталинград, его героические защитники, покрыв свои боевые знамена немеркнущей славой, выстояли и победили смерть.
Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.
г. Сталинград, 3 февраля. (По телеграфу).

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.