Свободный полет истребителей («Красная звезда» от 23 мая 1943 года)
Память Великая Победа

    За время отечественной войны наши летчики-истребители приобрели солидный боевой опыт и ввели в практику ряд новых тактических форм борьбы с вражеской авиацией. Особое место занимает так называемый свободный полет, который всё чаще и чаще применяется на различных участках фронта. Речь идет о тактике свободного поиска воздушного противника и уничтожении его самолетов .

    Свободный полет истребителей может выполняться различными способами. Кратко остановимся на двух: на поиске отдельными парами и на полете группами в 6—8 машин. В первом случае розыск врага и бой с ним могут вести лишь специально отобранные летчики — ассы. Действуя на широком фронте, они заходят на значительную глубину в расположение вражеских войск. В задачу ассов, иногда входит не только поиск воздушного противника, но еще и блокировка его аэродромов. Для этого полезно снабдить ассов самолетами с увеличенным запасом горючего и с дополнительным вооружением (хотя бы с бомбами для внезапного удара по вражескому аэродрому).

    Однако не всегда представляется возможность нарядить для свободного поиска группу мастеров воздушного боя. С другой стороны, при особенно напряженной воздушной обстановке требуется усилить этот авангард истребителей. Поэтому задачи свободного полета должны уметь выполнять и рядовые летчики-истребители. Опыт показал, что это вполне осуществимо. Например, наша часть, практикуя свободный поиск воздушного противника, за один месяц уничтожила 118 вражеских самолетов. Кроме того, 23 немецких машины ушли в свое расположение подбитыми. Подавляющее большинство сбитых немецких самолетов — бомбардировщики. За этот месяц наша часть не потеряла ни одного своего летчика.

    К свободному поиску воздушного противника мы прибегали во всех случаях активных действий на фронте: и в период наступления наших войск, и во время вражеских контратак. Однажды нам была поставлена задача — прикрыть район сосредоточения наземных войск, а затем обеспечить действия группы прорыва. Выполняя эту задачу, мы барражировали усиленными нарядами истребителей на указанных участках и вели свободный поиск врага по всему фронту.

    Группы для поиска наряжались периодически, в часы наиболее вероятной активности воздушных сил врага. Было замечено, что немцы активно действуют утром — примерно с 9 до 12 часов, а затем в конце дня — после 15 часов. В это время мы как раз и усиливали свои патрули свободного полета. Местами для поиска были наиболее вероятные трассы немцев. Участок по фронту и в глубину делился между двумя-тремя группами истребителей, которые постоянно поддерживали радиосвязь между собой и с наземными станциями наведения. Это обеспечивало наращивание сил при встрече с большими отрядами вражеских самолетов.

    Обстановка на нашем участке сложилась так, что противник вынужден был действовать главным образом с одного аэродрома, где он сосредоточил до 300 самолетов. Зная это место базирования, а следовательно, и примерные маршруты немцев к линии фронта, группы наших истребителей шли в воздух, чтобы перехватывать бомбардировщики врага еще над его расположением. Это создавало известные преимущества для наших летчиков. Пролет противника они всегда наблюдали со стороны солнца или прикрывались облачностью, оставаясь незамеченными. Нередко получалось так, что немецкие истребители, шедшие впереди, пропускались нашими летчиками к линии фронта. Но когда через 10—15 минут появлялись вражеские бомбардировщики, их настигала внезапная атака. Они несли потери и почти всегда сбрасывали бомбы далеко от цели, чтобы только уйти из-под удара истребителей свободного поиска.

    Нашим группам свободного полета приходилось порою за один вылет проводить несколько воздушных боев. Однажды две пары «ЛА­5» во главе с майором Киянченко за один поиск имели четыре встречи с врагом. Углубившись в его расположение, истребители перехватили сначала «Фокке-Вульф-189». Короткий, но верный удар решил судьбу этого самолета. Вскоре появились три «Ю-88». После первой же атаки один из них был сбит. Два других, сбросив бомбы, поспешили уйти. Затем майор Киянченко, продолжая поиск, встретил еще несколько «Ю-88», шедших двумя группами. Наши истребители завязали с ними бой и сбили еще один немецкий самолет, заставив остальных освободиться от бомбового груза в чистом поле и повернуть назад. Так четыре истребителя свободного поиска сумели остановить целый поток вражеских бомбардировщиков и часть из них уничтожить, не допустив остальных к линии фронта.

    Численное превосходство противника не останавливает наших летчиков-истребителей, когда они наносят внезапный, ошеломляющий удар. Интересен в этом отношении недавний бой, проведенный парой ЯК'ов. Находясь в свободном полете над территорией, занятой противником, наши летчики увидели шедшую к линии фронта группу в составе, 20 «Ю-87» и 10 «МЕ-110». Эту армаду в тридцать самолетов прикрывали еще шесть «Мессершмиттов». Имея преимущество в высоте, наши летчики дерзко пошли на сближение с противником. Они врезались в гущу немецких самолетов, и с первой же атаки ведущий лейтенант Путько поджег один «Ю-87». Боевой порядок вражеских бомбардировщиков расстроился. Часть их поспешно сбросила бомбы и стала уходить на свою базу. Другие несколько помедлили, но затем, видимо, боясь повторной атаки и наращивания сил со стороны наших истребителей, последовали примеру первых.

    Как случилось, что два истребителя смогли преградить путь такой мощной вражеской группе и заставить ее возвратиться с боевого задания? Этот случай объясняется прежде всего тем, что в данный период действий враг уже был морально подавлен. В течение целого месяца наши летчики наносили вражеской авиации удар за ударом, причинив ей огромный урон методами свободного поиска.

    Опыт этого месяца борьбы вообще показателен. В иной день нашим летчикам-истребителям приходилось выдерживать более 20 воздушных боев. Однажды группы свободного поиска провели 25 боев и сбили 18 немецких самолетов в течение нескольких часов. Естественно, что такая напряженность воздушной обстановки требовала увеличения количества самолетов в группах свободного поиска. Мы их доводили в подобные дни до 6—8 машин в каждом патруле, и это позволило нашим летчикам выходить победителями из воздушных схваток, несмотря на попытки немцев массировать свою авиацию.

    В один из таких напряженных дней шесть истребителей во главе с Героем Советского Союза майором Зайцевым провели за один полет два боя: первый с тремя «ФВ-189» и второй с 26 немецкими самолетами. В итоге было сбито девять машин противника без потерь с нашей стороны. Все немецкие бомбардировщики так и не дошли до линии фронта, сбросив бомбы в поле.

    Тактику свободного полета истребителей нельзя рассматривать вне связи с наземной обстановкой. Надо иметь в виду, что в отдельных случаях истребители должны принимать участие в штурмовке наземных объектов. Целями их атак могут служить не только большие скопления войск или техники, но также отдельные автомашины, железнодорожные эшелоны и т. д. Действия подобного характера несомненно принесут эффект и в первую очередь деморализуют противника. Не всегда летчики, выполняя свободный поиск, встретят вражеские самолеты. Тогда они обязательно должны израсходовать часть боеприпасов на наземные цели и тем самым как бы окупить свой полет. Объекты для штурмовки лучше всего выбирать в тех местах, где нет большого количества вражеских зенитных средств и можно наверняка нанести меткий удар. Находясь в полете, летчики должны внимательно следить за землей. Тогда они не только будут выискивать для себя наземные цели, но и вести разведку.

    Свободный полет истребителей является одним из методов активной борьбы с вражеской авиацией. Он дополняет и усиливает остальные средства обеспечения действий наземных войск. В непрерывной борьбе за господство в воздухе свободный полет может и должен применяться целеустремленно, обогащаясь в ходе боев новыми, наиболее эффективными тактическими приемами.

    Полковник А. ОСАДЧИЙ.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 23 мая 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 23 августа 2018, 08:38
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018