У самого синего моря… («Красная звезда» от 20 мая 1943 года)
Память Великая Победа

По утрам плавни дымятся туманом. В гирлах лиманов, вдоль невинно сверкающей на солнце песчаной косы, за каждой кочкой, даже в темнозеленой воде — всюду в плавнях таится опасность. Путь-дорогу в плавни открыли разведчики. Их вел старший лейтенант Петр Болгарцев. В этом человеке живет истинная душа разведчика. Чем выше степень опасности, тем больше желания испытать себя. Подобно смелому пловцу, устремился Болгарцев в плавни, в край непуганых птиц .
Это была глубокая разведка. Двигались в тыл противника ночами, ориентируясь по звездам и компасу. Ерики и лиманы кишмя кишели рыбой, хоть руками бери. Но костров не разжигали — дым выдал бы разведчиков. Ели сухари да консервы, пили теплую воду, пахнущую тиной. Мерзли ночью и томились от жары днем. Шли в липкой, грязной одежде, в сапогах, набухших от воды, с лицами, опаленными неистовым солнцем, и руками, исколотыми об острые камыши.
Разведчики были хорошо вооружены. Но помимо автоматов и гранат была еще одна сила, которая зрела в душах разведчиков, — сила, не имеющая точной величины и веса. С каждым новым движением в этих богом проклятых местах, когда от страшной духоты, от однообразия ландшафта, от голода темнело в глазах и физические силы иссякали, другая сила, нравственная, казалось, возрастала и вместе с толчками сердца подымала измученное тело. Отряд, движимый чувством воинского долга, шел дальше вперед.
Разведчики двигались быстро и бесшумно, сливаясь с зеленой листвой. Они обходили мелкие немецкие гарнизоны, располагавшиеся на сухих местах, углублялись в тыл и всё наносили на карту, засекая условными знаками водную тропу. Рация связывала их с родным миром. В походе сложился свой быт, суровый быт следопытов. На привалах они окольцовывали место стоянки, пригибали камыш к центру, накладывали на него слой сухого камыша и по очереди отдыхали. Сон и отдых были коротки. Беспокоили шнырявшие над плавнями немецкие самолеты, но еще больше донимали тучи нудной мошкары.
Однажды передовая группа чуть не напоролась на немцев. Спасибо, гуси выручили. Косяк гусей четким строем пролетал над плавнями, выделяясь на сумеречном небе. Один из разведчиков поднял автомат, благо гуси летели невысоко. Второй разведчик отвел руку товарища — пусть летят. И в тот же миг где-то совсем близко, за густой стеной камыша послышались голоса немцев, и автоматная очередь нарушила безмолвие. Трассирующие пули светлячками полетели в воздух. Но дикие гуси что-то прокричали в ответ и, не ломая строя, продолжали свой полет к морю.
— От-то гуси, — рассказывал потом с восхищением разведчик. — Немцы палят, а они — ноль внимания.
Только на третий день похода приблизились разведчики к узкой косе, на которой расположились немцы. Здесь бойцы услышали мерный морской прибой и, раздвинув камыши, увидели голубую воду лимана. С наступлением темноты они вошли по горло в воду и тронулись к берегу, держа над головой автоматы и гранаты. Они истребили немецкий гарнизон на косе, овладели его дзотами, сутки отражали все атаки немцев, а потом, захватив контрольных пленных и ценные документы, тронулись в обратный путь, который стал еще более опасным и трудным.
Днем и ночью искали их немецкие пикирующие бомбардировщики. Болгарцев насчитал, что немцы сделали 18 пике над узкой полоской земли, окаймленной зеленой стеной камыша. С неистовым воем сирен носились бомбардировщики над плавнями. Но Болгарцев и его бойцы скроены из хорошего человеческого материала: немцы их не запугали. Группа разведчиков благополучно вернулась к себе в часть, а за ними, по их тропам пошли в плавни другие отряды. Война идет в плавнях, — напряженная, злая война, требующая упорства, отважного сердца.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.