«Нормандия» («Известия» от 9 мая 1942 года)
Память Великая Победа

    На аэродроме сегодня напряженный день. Готовилась крупная операция. То и дело с ревом приземлялись всё новые пикирующие бомбардировщики.

    В воздухе патрулировали истребители, приходили юркие «У-2». Слева от опушки небольшого леса, готовая к взлету, стояла в два ряда группа истребителей. Это были обычные наши «Яки». На крыльях их были звезды. Только на борту самолета вместо звезд были нанесены круги — последовательно — синий, белый и красный. Цвета национального флага Франции .

    На этих самолетах работают лётчики французской эскадрильи «Нормандия», сражающиеся в составе Военно-Воздушных сил Красной Армии против гитлеровской Германии.

    У самолётов находились лётчики. Одеты они были в свою форму — темные куртки с открытым воротником, темные, остроконечные пилотки с золотыми треугольничками и бронзовой птицей с распростертыми крыльями. На правом предплечье нашивка серебряными буквами «France».

    От машины к машине переходил среднего роста, подвижный, но несколько старше других, летчик. С картой в руках он задерживался у самолётов, разъясняя задачу истребителям. Эскадрилья получила срочное задание и готова была в любую минуту к его выполнению.

    Вскоре мы познакомились с командиром эскадрильи «Нормандия» майором Т. У каждого из летчиков во Франции, стонущей под игом немецких оккупантов, остались семья, родные или близкие люди, и по понятным для читателя причинам мы будем называть вместо фамилий летчиков лишь их инициалы.

    Все они за время войны прошли сложный, трудный и разнообразный боевой путь, всех их привела на наш фронт одна цель — борьба с гитлеровской Германией, борьба за освобождение родины от немецких оккупантов. Большинство из летчиков эскадрильи дерутся с немцами с первых же дней войны. Майор Т. дрался во Франции. После был в Сирии, затем, чтобы драться с немцами, улетел в Египет.

    Лётчики Д., Л. и А. после заключения правительством Виши позорного перемирия с немецкими оккупантами находились с французскими частями в Северной Африке. Однажды, отправляясь в учебный полет, приятели поднялись с родного аэродрома, ставшего им ненавистным, перелетели через пролив и опустились в Гибралтаре, на английском аэродроме.

    — Я видел немцев в Северной Африке, — говорит летчик Д. — Я не мог терпеть их владычества. Мне были противны предатели из Виши. Я должен был драться.

    Все лётчики эскадрильи с радостью восприняли приказ своего командования о назначении на русский фронт, так как здесь, говорят они, «немцы под боком и их можно бить каждый день, каждый час».

    — Нам дали, — рассказывает майор Т., — прекрасные боевые машины. Наша эскадрилья сопровождала бомбардировщики, а теперь вылетает на свободный поиск и перехват фашистских самолётов. Уже были бои, и эскадрилья «Нормандия» на советском фронте открыла боевой счет сбитых немецких самолётов.

    За несколько часов, проведенных на аэродроме, мы познакомились с личным составом эскадрильи. Лётчики Д. и П. кратко и скромно рассказали о том, как они вдвоем провели успешный бой с двумя немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190». Один подожгли, а второй сбили. В этом бою французы умело сочетали дерзость и трезвый расчет. Истребители Д. и П. были посланы для прикрытия двух наших бомбардировщиков, бомбивших важный объект. Немцы первые бросились на французов. Один из немецких истребителей атаковал летчика Д., но француз ловко развернулся в сторону и вышел из-под огня. За Д. погнался второй немецкий истребитель, но французский летчик встретил фашиста меткой пушечно-пулеметной очередью. Немец задымил и немедленно вышел из боя. Сломя голову, на Д. бросился немец, потерпевший фиаско в первой атаке. Французский летчик падал. Но это падение было лишь боевой хитростью. Немец, торжествовавший победу, решил, что француз сбит, и оставил преследование. Но в эту минуту на немецкий истребитель бросился второй французский летчик и первой же очередью, почти в лоб, сбил фашиста. «Фокке-Вульф-190», объятый пламенем, разламываясь на куски, врезался в землю. Тем временем Д. вышел из штопора, и оба истребителя продолжали выполнение своей боевой задачи.

    В этот день французы, прилетев на аэродром, прежде чем пойти на посадку, проделали в воздухе головокружительные фигуры высшего пилотажа. На языке французских летчиков это значит, что была встреча с противником и бой закончился с успехом для французов.

    Истребители из «Нормандии» — хорошие товарищи в бою. За короткое время между нашими летчиками и французами сложилась настоящая дружба. Как-то три французских истребителя сопровождали три наших бомбардировщика. Над территорией, занятой противником, у одного бомбардировщика закапризничал мотор, и он отстал от звена. Француз оторвался от своих товарищей и прикрывал отставший бомбардировщик, готовый в любую минуту броситься на противника.

    «Нормандия» уже давно готова к выполнению боевого задания, но погода резко ухудшилась, и это задержало эскадрилью на некоторое время и позволило нам продолжить беседу. Майор Т. сообщил, что в общем лётчики эскадрильи «Нормандия» за время войны сбили 25 немецких самолётов. Он уверен, что этот счет они скоро увеличат. Майор обернулся и что-то крикнул летчику, медленно прохаживавшемуся у своего самолета. Летчик приблизился к нам. Это был капитан Л. Имя его хорошо знает Франция. Капитан — один из лучших её ассов. Он лично сбил десять немецких самолётов. Грудь капитана Л. украшают четыре боевых ордена. Четвертый орден он получил в августе 1941 года. Это — орден Освобождения. Две узенькие черные линии — знак траура по угнетенной Франции — на светлозеленом фоне ленточки. Орден летчику Л. вручил генерал де Голль за героическую оборону Тобрука.

    С тех пор капитан Л. провел ещё немало воздушных боев с немцами. Он по-прежнему мастерски водит свой самолет и, на каком бы фронте ни находился, мстит немцам за Францию, за гибель своего брата.

    Недавно два французских истребителя, израсходовав бензин, приземлились в поле, недалеко от какой-то прифронтовой деревеньки. Немедленно к самолётам прибежали колхозники. Тут-то и произошло замешательство. Француз на своем языке пробовал объяснить, в чём дело, но в деревне не нашлось человека, знающего французский язык. Колхозники, верные опыту войны, не приближались к самолётам, но и не отходили от них, окружив французов плотным кольцом радиусом примерно метров в 200.

    Тогда один из летчиков, взобравшись на крыло, вытащил красную книжечку — свое личное удостоверение и, размахивая ею, воскликнул:

    — Франция, Франция!

    Из толпы вышла девушка. Она взяла удостоверение, в котором было по-русски написано, что истребитель является летчиком Сражающейся Франции, действующим в рядах Красной Армии.

    Настроение сразу переменилось. Колхозники предоставили летчикам лучшую избу для отдыха. Им предлагали молоко, яйца. Немедленно в ближайшую воинскую часть сообщили о случившемся. Тут же, все на том же языке отрывочных полуфраз и знаков, завязалась общая беседа — как скорее разбить немцев.

    Об этой встрече французские лётчики рассказывают с большой теплотой.

    …Принесли телеграмму-метеосводку, в которой говорилось: «Ожидаются кратковременные ливневые дожди, высота 400, видимость до 1 км. В воздухе сильная болтанка. Учтите, что видимость при полете гораздо меньше». Метеосводку перевели майору Т.

    — Как погода? — спросили мы майора Т.
    — Хорошая. Мы летим.

    Вся эскадрилья, взревев моторами, классически оторвалась от земли и прошла в четком строю, крылом к крылу, низко над аэродромом.

    …На командном пункте, в землянке майор Т., склонившись над схемой, изучал и разбирал недавно прошедший воздушный бой. Прощаясь с нами, командир эскадрильи «Нормандия» сказал:

    — Мне хотелось ещё раз сказать о том теплом приеме, который мы встретили здесь. Все советские командиры, с которыми мы работаем, в короткое время стали нашими боевыми товарищами. Мы были свидетелями того, как Красная Армия бьет немцев и как немцы бегут под ударами Красной Армии. Настроение русского народа боевое. Все много работают, и никто не сомневается в разгроме фашистской Германии. Героическая и успешная борьба Красной Армии вселяет в нас надежду, что мы скоро сумеем общими силами разгромить врага и освободить Францию от гитлеровских оккупантов.

    — Нас приняли очень, очень хорошо, — подчеркнул майор.

    — Ну, не очень хорошо, — улыбаясь, говорит майор Петров — заместитель командира полка. — Как смогли, в полевых условиях. Вот победим немцев, тогда встретимся в Москве, будет совсем другое дело.

    — А я вас приглашаю к себе в Париж, — радостно подхватывает майор Т. — После изгнания немцев из Франции.

    Русский и французские лётчики крепко жмут друг другу руки.

    А. БУЛГАКОВ,
    спец. корреспондент «Известий».
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Известия» 9 мая 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018