Боевое содружество («Литература и искусство» от 28 августа 1943 года)
Память Великая Победа

    И. ЛЮБИНСКИЙ

    Мое знакомство с одной из фронтовых бригад состоялось в горячие дни августовских боев. Круглые сутки жестокий шум войны царил в воздухе и на земле. Часто стреляли зенитки, шумели тягачи, лязгали гусеницы танков, и только привычный фронтовой человек мог совершенно искренне оказать мне:

    — Сегодня тихий день !

    Именно с такого утверждения начинает беседу бригадир Циановский, любезно предоставивший мне место в «Линкольне» — полуторатонном грузовике, перевозящем актеров и их реквизит из части в часть, с концерта на концерт.

    Вечерело, когда мы приехали в армейский ДКА. Бригаду уже ждали. Лейтенант с артиллерийскими петлицами просит дать сегодня концерт в его подразделении.

    — Мы сегодня уже дали три концерта, — отвечает бригадир, — проехали 160 километров по проселочной дороге. У певицы плохо с горлом. У фокусника — ему 57 лет — от усталости дрожат руки, а ведь в его номере руки — это все. Завтра приедем с удовольствием.

    — Я не знаю, где и в какой обстановке мы будем завтра, — разочарованно говорит лейтенант. — Когда мы спросили бойцов — чем вас премировать, — они просили только одно: концерт! Но я понимаю, что это невозможно.

    — За что же вы их премируете? — спрашивает один из актеров.

    — Было тут на днях небольшое дело. Наша батарея за три часа сбила четыре немецких самолета. Толково работали, — говорит лейтенант, прощаясь.

    — Постойте, постойте, так это значит ваши вчера орудовали над Т.? Так вы те самые, что прямой наводкой по пикирующим самолетам били?

    — Те самые.

    Пауза. Затем Циановский деловито спрашивает:

    — Как к вам проехать?..

    …К переправе мы подъезжали в темноте. По сильно качающимся двум доскам, громко именуемым мостом, переходим на этот берег, долго блуждаем в темноте, отыскивая тропинку, и, наконец, мы у прославленных зенитчиков.

    С любопытством присматриваюсь к актерам. Четвертый концерт. В промежутках — ветер и пыль открытой машины, тело, ноющее от рытвин и ухабов разбитой снарядами дороги, да ещё перед последним предстоящим сейчас концертом — пешеходное путешествие с тяжелыми чемоданами, где лежат костюмы и реквизит. Есть от чего задрожать рукам фокусника.

    Начинается концерт. Сцена — пятитонный трофейный грузовик с откинутыми бортами. Рампа — фары другого грузовика, специально загнанного в кювет, — «чтоб снизу светило, как во МХАТе», острят бойцы. Партер — фруктовый сад. Бельэтаж — ветви груш и яблонь, верхушки которых, как острой бритвой, срезаны пролетавшими снарядами.

    Никаких «гвоздей» в программе нет. Пение, пляски, фокусы, скетч, — но как это слушается, как воспринимается! Публика подымает актеров, она вдохновляет их, и они играют так, как наверно никогда не играли ни на одной столичной сцене.

    После концерта, на вытяжку, как по команде «смирно», хотя никто её и не подавал, актеры слушают традиционную формулу признания боевых заслуг: «От лица службы объявляю благодарность…» И так же строго по уставу отвечает Циановский: «Служим Советскому Союзу».

    * * *


    Оружием искусства воюют и восемь бойцов части, где начальником политотдела подполковник Яблоков. Это одаренные люди, проявившие свои способности в прошлогоднем смотре художественной самодеятельности. Второй год — то пешком, то на грузовиках со снарядами, на танках — они несут искусство туда, где не выступить даже такой обстрелянной бригаде, как бригада Циановского.

    Вот один из рабочих дней этого «ансамбля песни и пляски», как громко титулуют восьмерку её многочисленные поклонники.

    Холодный дождливый вечер. В мокрой мгле, держась друг за друга, пробираются восемь человек. Они сбились с дороги, и путь проверяют по компасу, на секунду освещая его фонариком. Зажечь фонарик и осветить путь нельзя — слишком близко немцы.

    К четырем часам утра восьмерка добирается до расположения нужной части. Теперь только бы выпить чего-нибудь горячего и посушиться в каком-нибудь теплом месте. Но через два часа часть вступает в бой. Значит, концерт надо начинать сейчас же.

    Выступают в землянке, поближе к печке, чтобы в процессе игры немного просохнуть. От всех восьми идет густой пар, но это не смущает ни артистов, ни зрителей.

    Во время концерта начинается обстрел. Снаряды ложатся все ближе и ближе. Руководитель ансамбля сержант Шершов хочет прервать концерт, но, видя, что слушатели не расходятся, решает продолжать. Звуки разрывов порой заглушают голоса артистов, слушатели подвигаются ближе. Обстрел стихает так же внезапно, как и начался. По просьбе зрителей восьмерка повторяет номера, слышать которые помешали немцы.

    Я видел выступление ансамбля в «Большом театре». Это землянка офицерского клуба, она же столовая. Деревянный пол, электричество, зрители — верх комфорта — сидят на скамейках. Кулисы — кухня, откуда артисты выходят на «сцену» — двухметровое пространство между первым рядом «партера» и поварами, выглядывающими из «кулис».

    В чем секрет успеха этого ансамбля? В репертуаре? Нет, они поют широко известные песни, исполняют миниатюры много раз игранные на сценах. Исполнители? Конечно, можно найти много недостатков — в пении, в игре, в пляске. И тем не менее успех вполне оправдан. Секрет успеха восьмерки — в искренности, в подлинном, не наигранном темпераменте, в силе чувств, которые они доносят до зрителей.

    И пусть нет сцены, и пусть нет костюмов, и пусть аккомпанемент баяна перемежается с воем «Юнкерса», — есть подлинный театр, дающий высокую радость.

    По материалам: Газета «Литература и искусство» 28 августа 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021