Готовность номер один («Известия» от 15 мая 1943 года)
Память Великая Победа

    Ветреный майский день подходит к концу. Медленный закат позолотил тонкий край облака, проплывающего над аэродромом. Стихает порывистый ветер.

    Младший лейтенант Бизяев выходит из землянки и направляется к самолету, стоящему возле взлетной площадки. Бизяев одет в синий летний комбинезон. В руках у него кожаный шлем с длинными проводами радионаушников .

    Возле самолета его встречают техник и оружейник. Он обменивается с ними двумя-тремя фразам. Налов парашют и став сразу после этого неуклюжим, летчик взбирается на крыло истребителя и, отодвинув прозрачную, полукруглую крышу кабины, садится в машину.

    Через секунду из самолета, откуда-то из самых недр его доносится глухое урчанье электромотора. Трехлопастной винт приходит в движение. Он вращается всё быстрее и быстрее, как бы подгоняемый усиливающимся ревом мощного мотора. Самолет слегка покачивается. Ему трудно устоять на месте. Розовые блики заката отражаются, как в зеркале, в сверкающем круге винта.

    Техник стоит возле самолета, слушая знакомый во всех оттенках голос мотора. Пилот то прибавляет, то убирает газ. Он пробует мотор на малых и на больших оборотах. Далеко позади самолета взлетает над землей оброненная кем-то газета. Пригибается под сильной струей воздуха весенняя светлозеленая травка.

    Опробовав мотор, прогрев его как следует, пилот выключает зажигание. Сразу наступает удивительная тишина. Слышно, как где-то под самым облаком прощается с солнцем жаворонок. Далеко, на противоположном краю аэродрома беззвучно приземляется едва различимый в сгустившихся сумерках связной «У-2».

    Бизяев сидит в кабине самолета. Концы проводов, идущих от наушников его шлема, присоединены к радиоприемнику. К горлу пилота прижаты эластичные пластинки ларингофона. Бизяев негромко произносит: «Я — ландыш номер один. Хорошо меня слышите?» Он дважды повторяет этот вопрос. Ответ приходит сразу. В наушниках звучит знакомое: «Я — тюльпан. Слышу вас хорош».

    Связь с командным пунктом полка проверена. Теперь остается проверить показания приборов. Пилот включает свет в кабине. Перед ним на доске приборов качаются, передвигаются с места на место, вздрагивают от прикосновения его руки к кнопкам и рычагам белые, красные, оранжевые стрелки на черных циферблатах.

    Итак, всё в полном порядке. Можно взлетать.

    Летчик откидывается на спинку сиденья и снимает ноги с педалей. Так сидит он, положив руки на рычаг управления, провожая взглядом неторопливо уходящее на запад, вслед за солнцем, теперь уже потемневшее облако.

    Проходит час. Ничто на аэродроме не предвещает близкого старта. Техник и оружейник разостлали на траве возле самолета брезент и сидят, негромко разговаривая о чем-то.

    Ещё один час уходит в ночь. Стало совсем темно. Контуры истребителя сливаются с темной стеной соснового леса, окаймляющего аэродром.

    Бизяев сидит в кабине самолета. Он находится в состоянии готовности номер один. Это значит, как только в его наушниках прозвучат слова: «В воздух!» — истребитель будет уже над аэродромом и пойдет в атаку. Это значит, что пилот и его скоростная машина готовы к бою в любую секунду, и в любую секунду могут встретить грудью врага и преградить ему дорогу к городу.

    В тот час, когда Бизяев и четверо его друзей в машинах, стоящих в один ряд возле взлетной полосы, находится в состоянии готовности номер один, город отдыхает после трудового дня.

    Такое же небо простирается и над этим будто крепко уснувшим аэродромом. Люди, оберегающие с воздуха подступы к городу, бодрствуют, руки их лежат на рычаге управлении, воля и внимание их напряжены и собраны для боя.

    Днем и ночью, сменяя друг друга, пилоты сидят в кабинах истребителей. Дежурные эскадрильи, находящиеся в состоянии готовности номер один, стерегут воздушные рубежи.

    В то время как ночные эскадрильи стоят у взлетной полосы, в землянках отдыхают летчики, чей день прошел в неменьшем напряжении.

    Сегодня, как обычно, проведены были разнообразные тренировочные полеты. Летчик, подобно музыканту, должен непрерывно тренировать себя, чтобы в решающие минуты воздушного боя быть во всеоружии своего летного мастерства. Поэтому не только молодежь полка, но и опытные лётчики, украсившие кабины своих самолётов пятью—семью звездами по количеству сбитых вражеских машин, проходят ежедневную тренировку. Она органически входит в то состояние готовности номер одни, которое несовместимо с малейшим ослаблением боевой выучки.

    Ровно в полдень ушли в воздух две эскадрильи истребителей. Одну из них возглавил Герой Советского Союза капитан Горбатюк, другую — капитан Поляков. Обе эскадрильи получили задание пройти по маршруту и в определенный час над заранее условленным пунктом встретиться и провести воздушный бой.

    Полет по маршруту прививает летчику навыки точной ориентировки, доведенной до такой степени, когда он, не глядя на карту, мгновенно определяет своё место. Обстановка воздушного боя требует такой способности ориентироваться на местности, при которой не будет зря потрачено ни одной секунды на определение пункта, оказавшегося под крылом самолета.

    Штурмам полка майор Федотов, сидя в землянке командного пункта, наблюдал за полетом двух эскадрилий. Перед ним лежала карта маршрута, и, слушая краткие донесения экипажей, спрашивая их по радио, он следил за выполнением боевого задания, отмечая каждый промах, каждую неточность, скрыть которую никак невозможно при наличии радиосвязи с каждым самолетом.

    Первая часть полета прошла почти безукоризненно. Все самолеты выполнили задание по маршруту на заданной высоте и в точные сроки. Штурман ждал с нетерпением момента встречи эскадрилий над населенным пунктом. Здесь им предстояло провести групповой воздушный бой.

    Стрелка часов подошла к часу дня.

    — Через пять минут они должны встретиться, — сказал Федотов, прислушиваясь к шелесту репродуктора.

    Прошло пять минут. Под низкими сводами землянки прозвучало спокойное: «Я — ландыш номер два. Вижу справа противника. Атакую».

    — Молодец Поляков! — воскликнул штурман.

    Он отчетливо представил себе начало завязавшегося боя. Первым увидел противника Поляков. Он повел в атаку свою эскадрилью. У него уже большое преимущество перед Горбатюком. Кто первым увидит в воздухе противника, тот даже при совершенно равных силах уже получил преимущество в бою. Он выиграл секунду-другую, он атакует первым.

    Горбатюк провел этот бой столь же хорошо, как и его «противник», штурман полка не усмотрел в его действиях никаких погрешностей, но победителем признан был Поляков. Он первым увидел противника. Восемь минут длилась воздушная схватка над населенным пунктом. Все самолеты правильно вышли из боя и точно по маршруту вернулись на аэродром.

    На обратном пути обе эскадрильи провели ещё штурмовку наземных целей. Самолеты один за другим заходили на цель, представлявшую собой макеты самолетов. В задачу стрельбы по наземным целям входило поражение трех макетов на «отлично» и двух макетов на «хорошо». На этот раз штурман не мог выделить какую-либо из двух эскадрилий. Обе они одинаково хорошо выполнили задание.

    После небольшой передышки, во время которой техники и оружейники осмотрели машины, заправили их горючим, пополнили боезапас, лётчики снова заняли свои места в кабинах и провели учебные полеты со стрельбой по конусу и одиночным воздушным боем. Это была тренировка на точность стрельбы в различных положениях, с разных дистанций и целый каскад фигур высшего пилотажа. Это была подготовка личного состава полка к тому состоянию готовности номер один, которое возможно только при условии непрерывной тренировки.

    …День и ночь у взлетной площадки аэродрома стоят эскадрильи истребителей, готовые по первому сигналу уйти в воздух и вступить в бой с вражескими самолетами. В кабинах скоростных машин бодрствуют люди. Время от времени тишину аэродрома разрывает рев мотора. Самолеты стоят неподвижно на месте. Летчики прогревают моторы. Машины должны быть готовы в любую минуту к бою. Самолет и его командир стоит на вахте в состоянии готовности номер один.

    И. ОСИПОВ,
    специальный корреспондент «Известий».
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Н.СКИЙ АЭРОДРОМ.

    По материалам: Газета «Известия» 15 мая 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 02 июля 2018, 09:39
    • madoks

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021