Подготовка рабочей молодежи («Известия» от 20 мая 1943 года)
Память Великая Победа

    П. МОСКАТОВ
    начальник Главного управления трудовых резервов
    при Совнаркоме Союза ССР

    Среди миллионов трудящихся Советского Союза, о которых товарищ Сталин сказал в первомайском приказе, что они «…не покладая рук, стойко и мужественно перенося лишения, вызванные войной, трудятся на предприятиях и в учреждениях, на транспорте, в колхозах и совхозах», — среди самоотверженных патриотов Родины всё больше и больше становится молодежи. Юноши и девушки всё в больших количествах вступают в цехи, овладевают мастерством и создают необходимые для фронта боеприпасы, вооружение, разнообразное снаряжение.

    За время войны из школ фабрично-заводского обучения, из ремесленных и железнодорожных училищ пришло на производство больше 1.300 тысяч молодых рабочих. Рабочий класс Советского Союза пополнился огромной армией, которая растет и закаляется в самоотверженном труде для Родины, для победы над немецкими захватчиками. В самом процессе производственной учебы советская молодежь — учащиеся школ фабрично-заводского обучения дали стране и фронту свыше 3 миллионов тонн угля, около 900 тысяч тонн руды и марганца, более 130 тысяч тони нефти, отремонтировали 600 буровых скважин, свыше 20 тысяч железнодорожных вагонов и около 800 паровозов. Учащиеся строительных школ возвели сотни промышленных и других сооружений. В мастерских ремесленных и железнодорожных училищ изготовлены сотни тысяч мин, миллионы снарядов и гранат, больше 1.100 металлорежущих и деревообрабатывающих станков.

    Обучение на производительном, общественно-полезном труде было и остается непреложным законом для всех училищ и школ. Однако содержание учебно-трудовой деятельности учащихся за время войны очень изменилось. Раньше мастера производственного обучения специально подбирали для воспитанников изделия, соответствовавшие по виду и степени сложности тому или иному разделу учебной программы. Теперь, когда все производственные мощности государства поставлены на службу войне, на станках учащихся появились изделия, в которых нуждается армия, фронт.

    Жизнь подсказала, как сочетать задачу подготовки квалифицированных рабочих, в значительной части рабочих-универсалов, с необходимостью производить мины и снаряды, собирать винтовки и автоматы. Родился скользящий график, то есть, обучение учащихся путем последовательного передвижения их по технологической цепочке производства изделия. Переходя от одной операции производства мины к другой, молодые рабочие успешно выполняют план выпуска мин и в то же время растут профессионально. Учащиеся слесари, осваивая постепенно весь процесс сборки автоматов, создают боевое оружие и одновременно приобретают навыки, необходимые квалифицированному слесарю-сборщику.

    Все учащиеся школ фабрично-заводского обучении и примерно половина воспитанников ремесленных и железнодорожных училищ теперь проходят производственное обучение непосредственно на промышленных предприятиях. Насколько эффективным оказывается это важное мероприятие, показывает опыт магнитогорского ремесленного училищ № 13. Большинство будущих металлургов размещено в основных цехах Магнитогорского комбината. Училище ведет полный металлургический цикл на 34 агрегатах. Силами учащихся, под руководством мастеров производственного обучения и опытных рабочих комбината обслуживаются одна домна, ряд мартеновских печей и прокатных станов. Молодежь горда доверием, которое ей оказано, и с честью выполняет государственный план по чугуну, стали и прокату. Хорошие результаты достигнуты и в обучении молодежи, среди которой имеется до 62 проц. отличников. Училище уже выпустило и передало металлургической промышленности около тысячи рабочих, в том числе 400 отличников, аттестованных по 5, 6 и 7 разрядам.

    Учащиеся другого ремесленного училища, размещенные в одном из цехов самолетостроительного завода, вот уже пятый месяц самостоятельно производят сборку истребителей. Бригада учащихся, получившая рабочие места на одном из отстававших участков, сумела в короткий срок создать задел. С декабря 1942 года до апреля текущего года силами учащихся полностью смонтировано 95 самолетов. Первую собранную своими руками боевую машину учащиеся закупили на личные средства и подарили Красной Армии. Молодежь горит на работе, стремясь дать фронту как можно больше грозных воздушных машин.

    Есть, правда, такие руководители предприятий, которые склонны рассматривать учащихся-практикантов как резерв для ликвидации всяческих «пробок» и «прорывов». Есть еще отдельные начальники цехов, которые возражают против перевода учащихся с одной операции на другую. Принятый в учебных мастерских «скользящий график» необходимо соблюдать и в условиях производства. Обеспечение правильных учебно-производственных условий для учащихся, проходящих обучение на производстве, является обязанностью как хозяйственных работников, так и руководителей училищ и школ.

    Это требование с особой настоятельностью выдвигается перед руководителями тех предприятий, на базе которых созданы новые, специализированные ремесленные училища. Несколько десятков таких училищ организовано для лучшей подготовки квалифицированных рабочих энергопромышленности, черной металлургии и коксо-химической промышленности. Учебные планы специализированных училищ предусматривают серьезный теоретический курс и практические занятия в мастерских, лабораториях, кабинетах. За несколько месяцев многие специализированные училища достигли хороших учебных и производственных показателей. На первое место в числе победителей Всесоюзного социалистического соревнования училищ и школ вышло Московское ремесленное училище энергетиков № 28. Учащиеся этого училища выполняют крупные производственные заказы. Так, например, они сделали всю электропроводку и смонтировали электрооборудование новой станции Московского метрополитена «Завод имени Сталина».

    Сознание ответственности перед Родиной руководит нашей учащейся молодежью в её учебной и производственной деятельности. Подавляющее большинство юношей и девушек честно исполняет свои обязанности.

    — Когда не выполнишь норму, то стыдно людям смотреть в глаза, — просто выразила свое отношение к учебе и труду молодая Гарбузова — учащаяся железнодорожного училища № 5 Куйбышевской области. Такая молодежь, воспитывающаяся на лучших традициях русского рабочего класса, является достойным пополнением нашей армии бойцов трудового фронта.

    Благородная тревога за судьбы своей Родины определяет сознательное поведение рабочей молодежи. И характерно, что за время войны повсеместно резко сократилось количество нарушений трудовой дисциплины в школах и училищах. Однако борьба за дальнейшее укрепление дисциплины является одной из важнейших задач работников всех училищ и школ фабрично-заводского обучения. Здесь нельзя действовать резко, окриками, решительно надо отмести и метод поблажек. Надо глубоко, по-серьезному, систематически работать над воспитанием в молодёжи чувства долга перед Родиной, перед Красной Армией, прививать навыки дисциплинированности, той военной подтянутости, которой проникнут труд советского народа. Между тем имеющиеся ещё случаи нарушения учащимися дисциплины говорят о слабости и ошибках в политико-воспитательной работе с ними.

    Одной из важнейших задач воспитания является военная подготовка молодёжи. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 мая во всех ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения вводится начальная военная подготовка учащихся. Военная подготовка входит в общий учебный план и проводится раздельно для юношей и девушек по программам, утвержденным Народным Комиссариатом Обороны. Оценка военных знаний будет заноситься в аттестат об окончании училища, школы.

    Для успешной организации военной подготовки молодёжи в каждом училище и школе фабрично-заводского обучения необходимо оборудовать силами учащихся гимнастический городок, спортивную площадку, построить тир. Технически хорошо оснащенные ремесленные и железнодорожные училища могут сами обеспечить производство инвентаря и военного имущества — лыж, мелкокалиберных винтовок, оборудования спортгородков и площадок. Опыт отдельных училищ показывает, что это вполне возможно.

    Военное воспитание учащейся молодёжи является большим государственным делом. Оно должно быть поставлено в центре внимания всех работников и комсомольских организаций училищ и школ.

    Во многих училищах и школах за последнее время возникли интересные формы массовой политико-воспитательной работы. В Свердловском ремесленном училище № 3 и других школах и училищах стали проводиться вечера или политдни на тему «Традиции русского рабочего класса». Почин уральцев подхвачен в Ленинграде, Владивостоке и в других городах. В училищах и школах Московской области единый политдень на эту тему привлек около 30 тысяч учащихся. К учащимся ремесленного училища № 3 в Калининграде пришли старые рабочие И. П. Сидоров и М. И. Карташев, которые рассказали молодёжи о революционной борьбе рабочего класса в старой России. Бывший питомец училища, теперь гвардии младший лейтенант дважды орденоносец Торбенков поделился своими фронтовыми впечатлениями, отличники учёбы — стахановцы Ягодкин и Прибылов рассказали гостям о своих достижениях. В письме на имя М. И. Калинина учащиеся заверили советское правительство, что они не уронят чести русского рабочего класса.

    В Куйбышеве недавно прошла интересная, содержательная конференция учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения Куйбышевской области. В Новосибирске состоялся первый съезд рабочей молодёжи. Учащиеся-комсомольцы Новосибирского ремесленного училища № 4 горячо взялись помогать семьям фронтовиков. Учащиеся-агитаторы проводят в семьях военнослужащих беседы, читают там газеты и журналы. Передовыми училищами и школами накоплен большой и поучительный опыт политико-массовой работы. От нас зависит, чтобы всё лучшее и полезное, что рождается в практической работе, распространялось повсеместно.

    Активным средством воздействия на молодой характер являются книга, театр, изобразительные искусства. Тяга молодёжи к литературе, искусству, науке огромна. В библиотеки сплошь и рядом записывается чуть ли не весь состав учащихся. В проведенных по ряду городов смотрах художественной самодеятельности приняло участие около 16 тысяч учащихся. Однако культурно-просветительная работа среди них всё ещё ведется очень слабо.

    Наша молодёжь в основном хорошо учится, по-стахановски работает. Она имеет право на культурный, разумный досуг. Это законное требование должно быть удовлетворено. И библиотека, клуб, кружок художественной самодеятельности, театр помогут молодёжи сильнее привязаться к училищу, к школе.

    Наконец, во весь рост встают вопросы бытового обслуживания молодёжи. С помощью партийных и хозяйственных организаций во многих училищах и школах проделана серьезная работа по улучшению быта молодёжи. Но немало и таких училищ, где директора и их заместители по политической части считают зазорным для себя заниматься столовой, баней, сушилкой, починочной мастерской. В чумазом, растрепанном учащимся, как в зеркале, отражаются деловые и политические качества руководителя училища, школы. У нас есть возможность навести порядок во всех бытовых учреждениях, обслуживающих молодёжь, и мы должны это сделать, не откладывая. Директору училища, коменданту, воспитателю стоит только начать, — молодёжь сама охотно идет навстречу и в ремонте общежития, и в обработке пришкольного огорода.

    Руководители училищ и школ, предприятий, предоставляющих молодёжи учебную базу, работники управлений государственных трудовых резервов, общественные организации должны объединенными усилиями расчистить дорогу рабочей молодёжи от всего, что мешает её росту, до конца слить труд молодых патриотов с трудом всего советского народа для войны, для победы над кровавым фашизмом.

    Источник: Газета «Известия» 20 мая 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 15 июня 2018, 10:00
    • verhov

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018