Сарнский узел («Правда» от 17 апреля 1943 года)
Память Великая Победа

    (от военного корреспондента «Правды»)

    Украинские партизаны провели блестящую и дерзкую операцию, известную под наименованием «Сарнский крест». Это — взрыв мостов на всех железнодорожных путях, крестообразно пересекающихся в Сарнах .

    Здесь пересекались линии важнейших направлений: на Ковель, на Барановичи, на Коростень и Киев. Через этот узел немцы перебрасывали к южным участкам фронта живую силу и технику, везли в Германию поврежденные машины, сбитые самолеты, эшелоны с награбленным на Украине хлебом и скотом. Партизанские диверсионные группы на этом участке несколько раз пускали под откос воинские поезда. Немецкое командование сгоняло на ремонт пути тысячи мирных жителей, и через короткое время движение восстанавливалось.

    Четыре крупных железнодорожных моста на Сарнском узле находились под усиленной охраной немцев. Достаточно сказать, что мост через реку Горынь охраняли 800 кавалеристов, 150 стрелков и 50 автоматчиков. В селах, расположенных поблизости от мостов и станций, стоили сильные гарнизоны, готовые в любую минуту придти на помощь железнодорожной охране.

    По этому узлу надо было нанести такой удар, чтобы сорвать военные перевозки во всех направлениях. Замысел казался почти невыполнимым. Но командир партизанского отряда товарищ К. решил но что бы то ни стало взорвать все мосты и вывести Сарнский узел из строя.

    Такое рискованное предприятие могли выполнить только бесстрашные и хорошо подготовленные люди. Каждый из них должен был уметь действовать в одиночку, быстро ориентироваться в самой сложной обстановке и храбро сражаться с противником. Отряд товарища К. за время своей боевой работы воспитал сотни таких людей. И вот, разбитые на отдельные группы, они начали готовиться к операции.

    Внезапность и одновременность удара требовали особо тщательной разведки. В течение нескольких дней партизанские разведчики наблюдали за работой Сарнского узла, изучали подходы к мостам, следили за охраной и гарнизонами, выявляли вражеские засады. Ежеминутно в радиусе 50 километров велось наблюдение за железными дорогами.

    Когда обстановка стала ясной по всех деталях, командование партизанского отряда разработало варианты действий на многие случаи, которые часто и совершенно неожиданно возникают при партизанских налетах. Было предусмотрено по возможности всё — от прикрытия диверсионных групп до способа зажигания бикфордова шнура и места закладки толовых зарядов.

    Подрывники приготовили мины для каждого моста в отдельности. Мосты были разной длины, разных конструкций, поэтому и мины для них требовались различные. Самим большим был мост черед реку Горынь: его длина равнялась 300 метрам.

    Группы подрывников выехали к Сарнам ночью. Операция началась так скрытно, что даже в самом отряде партизаны не знали, куда отправляются их товарищи. Каждая группа ехала на хороших конях и везла с собой продукты, фураж, взрывчатку. Останавливались на отдых только в лесах.

    К концу намеченного дня все вышли к исходным пунктам. Подрывники надели маскировочные халаты и, обходя посты немецкой охраны, колючую проволоку, дзоты и секреты, начали пробираться к мостам. Другие бойцы подползли к часовым и взяли их на прицел автоматов.

    До последнего момента немцы ни о чем не подозревали. Только тогда, когда уже был заложен тол в устоях моста на реке Горынь и минер тов. О. зажег бикфордов шнур, немецкие часовые заметили огонь и всполошились. Но было уже поздно. Залегшие неподалеку партизаны в ту же секунду скосили часовых из автоматов. Раздался громовый взрыв. Фермы моста рухнули в реку, увлекая за собой часть охраны. Поднялась тревога в ближайших немецких гарнизонах. Стала разгораться стрельба. Но партизаны-подрывники, сделав свое дело, благополучно отошли и прибыли к месту сбора.

    На реке Случ разрушала мост группа под командованием тов. Б. Этот мост в Сарнском узле был вторым по величине, — его протяженность составляла 270 метров. Здесь минеры проникли за колючую проволоку также незамеченными, и немцы спохватились только тогда, когда мост рухнул. После взрыва партизаны стали отходить мелкими группами. По дороге они разрушили связь между станциями Домбровица и Бяла, сожгли автомастерскую, уничтожили два паровоза, захватили шесть винтовок и угнали с собой 54 коровы из немецкой откормочной базы. Так же был осуществлен взрыв третьего моста.

    На четвертом мосту командир группы тов. Н. наскочил на отряд немецкой охраны и вынужден был вступить с ним в бой. Пока развертывалась схватка, резерв группы проник к мосту и взорвал его. Этот мост, длиной в 210 метров, был разрушен на несколько часов позже, чем остальные.

    Важный железнодорожный узел выведен из строя, и гитлеровцам до сих пор не удалось наладить его работу. Эта блестящая операция партизанского отряда будет долго памятна немцам…

    Л. КОРОБОВ.
    Правобережная Украина.

    Источник: Газета «Правда» 17 апреля 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018