Бои с «Фокке-Вульф-190»
Память Великая Победа

    В разгаре одной операции летчики N части встретились в воздухе с немецкими истребителями, внешний вид которых отличался от привычных контуров «Мессершмитта». Это был новый на советско-германском фронте вражеский истребитель — «Фокке-Вульф-190». Наши летчики в первых же боях с «ФВ-190» сумели найти и слабые стороны этого самолета .

    Одним из первых повстречался в воздушном бою с «ФВ-190» Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Грачев. Немцев было шестеро. С нашей стороны — четыре самолета. С первых же секунд завязавшегося боя Грачев заметил, что «ФВ-190» стараются драться на виражах, в горизонтальной плоскости. Он немедленно перешел на вертикальные фигуры и сразу получил преимущество над врагом. В этом бою четверка Грачева сбила три «ФВ-190» и повредила четвертый.

    Вслед за тем две пары наших истребителей, ведомые гвардии старшим лейтенантом Смирновым, вели бой с двенадцатью «Фокке-Вульф-190». В результате бой закончился победой наших летчиков. Они сбили три немецких самолета.

    Смирнов дрался в этом бою не на вертикали, а на предложенном немцами вираже. Оказалось, что обе машины — и наша и немецкая — имели одинаковое время виража. Сначала ни одна, ни другая не могли зайти своему противнику в хвост. Смирнов — летчик большого мастерства. Он решил во что бы то ни стало разделаться с врагом именно на вираже, грамотно, с чувством меры пользуясь триммерами и до предела сокращая радиус виража, он достиг победы. Его машина виражила на меньшей скорости и не срывалась в штопор. В результате ему удалось зайти в хвост «ФВ-190» и уничтожить его. С конструкцией этого немецкого истребителя ознакомились многие летчики. Вскоре после этого летчик Пасько в паре с Мухиным встретил два «ФВ-190». Пасько атаковал их чуть сбоку и сзади. Один вражеский самолет сразу был подбит. Во второй атаке Пасько ударил очередью снизу, по незащищенным броней бензобакам. Второй немецкий истребитель вспыхнул и врезался в землю.

    Наши летчики боем разведали слабые и сильные стороны новой немецкой машины. Имея мощный огонь, она довольно устойчива на вираже, может идти в лобовую атаку, так как летчик хорошо защищен звездообразным мотором. Находящееся впереди бронированное кольцо прикрывает маслорадиатор и маслобаки. Но вместе с тем «ФВ-190» — самолет тяжелый, его маневр отличается однообразием.

    Несмотря на хорошую броню, «ФВ-190» имеет уязвимые места, и достаточно одной точной очереди, как эта машина вспыхивает. Ее бронеспинку пробивают наши крупнокалиберные пулеметы. Бензобаки и ноги немецкого летчика не защищены. Имея невысотный мотор, машина на высоте 6.000—7.000 метров теряет свои качества. К характерным особенностям «ФВ-190» надо отнести также и то, что обзор вперед у него плохой. Вверх, назад и в стороны немецкий пилот видит хорошо, так как на колпаке, нет обручей и перегородок, но вперед он может наблюдать только на уровне глаз. Всё, что ниже, выпадает из поля его зрения.

    Знание слабых и сильных сторон немецкого истребителя подсказало нашим летчикам тактические приемы борьбы. Немецкий пилот увереннее чувствует себя на «ФВ-190», когда ведет бой на вираже. Вместе с тем практика показала, что у большинства наших истребителей время виража ничуть не больше, нежели у «ФВ-190». А ведь именно время виража решает успех, когда бой развертывается в горизонтальной плоскости. Опытный, в совершенстве владеющий своим самолетом, советский летчик не только не позволит, чтобы немец зашел ему в хвост, но и сам сумеет оказаться в хвосте у немца. Это отлично доказал гвардии старший лейтенант Смирнов в бою, о котором рассказано выше.

    Допустим, что «ФВ-190» тем или иным способом оказался сзади нашего самолета. Здесь, как показал опыт, отличная техника пилотирования также поможет летчику выйти из трудного положения и занять выгодную для атаки позицию. Нужно помнить, что немец имеет плохой обзор вниз и вперед. Одному нашему самолету «ФВ- 190» дважды заходил в хвост. Тогда летчик срывал свою машину в управляемый штопор всего только на полвитка, и немец сразу терял его из виду. Важно отметить, что если бы наш летчик сделал не полвитка, а полный виток штопора, то он снова оказался бы на прицеле у немца. Когда летчик уходил полувитком, немец терял его из виду, и это был удобный момент для захвата выгодной позиции.

    В бою на вертикалях у «ФВ-190» всегда будет проигрыш в высоте. С каждой вертикалью, из-за большой тяжести, он падает всё ниже и ниже. Встречи наших летчиков с «ФВ-190» нередко происходили в обстановке, когда ни наши самолеты, ни немецкие не имели запаса скорости для перехода на вертикальный маневр. Немцы в таких случаях обычно пытались набирать высоту растянутым виражом, но недостаточная вертикальная скорость не позволяла им достигнуть преимущества.

    Однажды гвардии подполковник Родионов на высоте 3.500 метров встретился с несколькими «ФВ-190». Те, не имея запаса скорости, стали цепочкой на вираже идти вверх. Самолеты Родионова и его ведомого Безродного, не уступая немецким машинам в вертикальной скорости, гнали их до 6.000 метров. Там немцы, видя, что наши летчики вот-вот окажутся выше, попытались перевести бой в горизонтальную плоскость. Однако и на этой высоте преимущество в вираже оказалось за нашими истребителями. Родионов сбил один «ФВ-190», остальные ушли.

    За последнее время наши летчики сбили около 140 машин типа «Фокке-Вульф-190» при минимальных потерях со своей стороны. Эти бои с новым немецким истребителем научили наших летчиков различным приемам борьбы. Главнейшие из них таковы: надо заставлять немцев драться в невыгодных для них условиях, бить их на вертикальных фигурах, затаскивать на большие высоты, прицельным огнем поражать наиболее уязвимые места новой немецкой машины.

    Майор А. РОТМАН.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 7 мая 1943 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018