Зверства немцев в Новороссийске («Правда» от 15 апреля 1943 года)
Память Великая Победа

Прошло много месяцев с тех пор, как немецко-фашистские полчища ворвались в Новороссийск.
С первого же дня своего хозяйничанья в Новороссийске оккупанты начали грабить, насиловать, убивать. Мародеры ходили по домам и забирали у жителей всё, вплоть до зубного порошка и щетки .
В разных концах города — на улице Чайковского, в Станичке и других местах — появились виселицы. Сотни невинных советских граждан были замучены, расстреляны или повешены.
Всё трудоспособное мужское население города немцы согнали в концлагери, которые были устроены в пригородных поселках — Кирилловке, Владимировке, на кирпичном заводе и других. Заключенные подвергались диким издевательствам и избиениям. В лагерь на кирпичном заводе было согнано более 4 тысяч человек. Они долгое время жили под открытым небом, их кормили два раза в день прелой пшеницей, перемешанной с кукурузой. Отсюда заключенных отправляли под конвоем на самые тяжелые работы. Остальное население состоит на учете на бирже труда, куда каждый житель должен два раза в неделю являться для перерегистрации. Голодные, обессилившие женщины, подростки и старики в любой момент должны быть готовы к тому, чтобы отправиться на принудительные работы.
Сотни трудоспособных мужчин и женщин насильно увезены в Германию.
В городе установлен свирепый режим. Хождение по улицам разрешается жителям только с 5 часов утра до 5 часов вечера. За нарушение этих сроков — расстрел на месте. Недавно был зверски убит старик Дедемко, проживавший на улице Свободной.
В городе установлена запретная зона. Жители этой части города были выселены, причем все домашние вещи им было приказано оставить в квартирах. Здесь поселились чины немецкого командования, комендатуры и гестаповцы. За переход запретной зоны — расстрел. Въезд в город и выезд разрешается исключительно по пропускам, которые выдаются только «благонадежным». Таким образом, выехать из станицы, чтобы раздобыть там хотя бы килограмм кукурузы, могут лишь немногие, а масса населения обречена на голодную смерть.
Город сильно разрушен. Целые улицы и кварталы превращены в руины. Почти совершенно разрушены железнодорожная станция, один из крупнейших в стране Новороссийский элеватор, цементные заводы «Пролетарий» и «Красный Октябрь», механический завод «Красный двигатель», городской театр и многие другие крупнейшие здания.
Городской сад имени Ленина — любимое место отдыха жителей Новороссийска, — немцы превратили в кладбище для своих солдат и офицеров. На площади Великого Октября — кладбище румын. Под кладбища заняты также значительная часть улицы Раевского, улицы Гончарова и многие дворы новых больших домов. Лучшие здания города гитлеровцы заняли под свои разбойничьи учреждения и разного рода притоны. В здании горкома ВКП(б) и горисполкома расположилась немецкая комендатура, в здании военного коменданта города — полиция, в старом здании Госбанка — гестапо. Во Дворце пионеров открылся офицерский клуб, в кинотеатре «Москва» — кафешантан.
Захватив Новороссийск, немцы хотели превратить его в крупный опорный пункт и базу для своего дальнейшего наступления на Кавказ и вдоль черноморского побережья. Они создали здесь различные управления, которые должны были заниматься восстановлением и эксплуатацией местной промышленности и порта. Но все эти попытки ни к чему не привели. Использовать Новороссийский порт не дают немцам наши морский летчики и артиллеристы береговых батарей. Командира одной батареи — старшего лейтенанта Зубкова здесь шутя так и называют: «регулировщик движения в Новороссийском порту». Не удалось немецким «организаторам» извлечь пользу и из местных цементных заводов.
Что происходит в прилегающих к Новороссийску селах и станицах? То же, что и в городе: грабежи, насилия, убийства. Немцы и румыны начисто ограбили колхозников пригородного колхоза «Путь к социализму», рабочих винодельческого совхоза «Мыс Хако» и других: забрали весь скот, птицу, продукты, домашние вещи.
Недавно в пригородном селе Борисовка были расстреляны вместе с женами и детьми 30 рабочих знаменитого винодельческого совхоза «Абрау-Дюрсо».
Возле станицы Раевской немцы расстреляли 44 человека.
В январе этого года гитлеровцы сожгли хутор «Дорстрой», состоявший из 18 дворов, хутора Большой и Малый Куматырь, в котором насчитывалось около 40 дворов, и многие другие. Значительная часть жителей этих хуторов была арестована, и дальнейшая судьба их неизвестна.
Невозможно описать все муки и унижения, которые испытывают жители Новороссийска, окрестных сел и станиц в гитлеровском плену. Воины Красной Армии и моряки-черноморцы знают об этом: они рвутся вперед и теснят врага к Керченскому проливу. Вместе с ними храбро сражаются партизанские отряды новороссийских цементщиков, железнодорожников, портовиков, металлистов, рабочих и служащих Анапы, Тамани, колхозников кубанских станиц и хуторов. За свою поруганную землю, за кровь и слезы родных людей несут они врагу суровое, неотвратимое возмездие.
Н. ЕРОХИН.
Черноморский флот, апрель.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьоставлять комментарии можно только в полной версии сайта