Лучший подводник-черноморец Великой Отечественной
Память Солдаты Победы

    Мы знаем не так много о подводниках-черноморцах, ставших героями Великой Отечественной войны. Капитана 1-го ранга Михаила Грешилова не зря называют лучшим подводником Черноморского флота. Благодаря ему на дно ушли сотни тонн топлива для немецкой армии и пару потенциальных танковых дивизий. При этом Михаил Васильевич сам чуть не погиб в море, рискуя быть раздавленным на подлодке под толщею воды. Как Грешилову удавалось побеждать в неравном бою в Черном море и чем его наградил президент США?

    Михаил Васильевич Грешилов родился в 1912 году в селе Будановка под Курском. Дед часто рассказывал юному Мише историю семьи о прадеде, который сражался в Крымскую войну. Но вряд ли сын курских крестьян мог подумать о том, что когда-то повторит путь своего предка. Учеба была единственной ниточкой, которая могла вытянуть Грешилова из бедности. Учиться в курскую железнодорожную школу способный и старательный Миша пошел буквально в маминых башмаках. Грешилов быстро освоил физику, а вскоре и первую профессию — в 18 лет он уже стал электриком на Магнитке.

    На большой социалистической стройке Грешилов стал мастером, в двадцатилетнем возрасте руководил людьми. Среди высоковольтных проводов он задумался: это то, что я хочу в жизни? И по совету друзей в 1933 году поступил в ленинградское военно-морское училище. Михаилу Васильевичу повезло попасть на флот в годы его расцвета в СССР. Поэтому карьера молодого офицера развивалась стремительно. В 1937 году Грешилов окончил училище, 1.5 года прослужил штурманом подводной лодки, в начале 1939-го становится помощником, а летом 1940 года — командиром. На тот момент ему было всего 28 лет.


    Михаил Васильевич был необычным командиром. Нечасто на войне можно было встретить подводника, который круглый год ходил с густой бородой. На замечания командования он отвечал высоким уровнем подготовки на боевых тренировках, где борода не мешала ему надевать противогаз. В конце концов борода командира стала своеобразным талисманом для его экипажа — вместе подводники не раз ускользали из рук костлявой.

    Первой подводной лодкой под командованием Грешилова стала «Малютка» под номером 35. Новенькая М-35 была спущена на воду 20 августа 1940 года, как раз когда Грешилов дослужился до командира. До войны экипаж капитана 3-го ранга успел провести только один учебный выход в море. 22 июня 1941 Грешилов встретил на боевом дежурстве в Севастополе. В первые дни войны лодка могла дважды погибнуть: 26 июня «Малютка» прорвалась через мины в Севастополь, а шедший следом миноносец подорвался. Той же ночью наша М-33 приняла подлодку Михаила Васильевича за вражескую и чуть не торпедировала её — командир успел сманеврировать. Тогда экипаж и признал «фартовость» бороды Грешилова.


    Долгое время подводники не могли охотиться за вражескими транспортами. Румынские транспорты, естественно, ходили под присмотром авиации и артиллерии у своих берегов. Шанс проявить себя выпал экипажу М-35 лишь осенью 1941 года, когда на Черном море пала Одесса, а враг вовсю рвался к Москве. 17 октября «Малютка» подошла к румынскому порту Констанца и атаковала баржу противника. Увы, первая атака закончилась неудачей — торпеды были установлены на слишком большую глубину, поэтому просто прошли под дном румынского транспорта. Но Михаил Васильевич не сдался.

    26 октября у румынского берега М-35 засекла 3 буксира с двумя паромами каждый. Помня о неудачной торпедной атаке, командир принял рискованное решение атаковать судна артиллерийским огнем из надводного положения. Под покровом ночи экипаж молниеносно привел 45-милимметровое орудие в боевую готовность и начал бить по крайнему буксиру. Бой длился около получаса, но врагу хватило этого. Румыны в ужасе бросили два парома, один из которых затонул. Так экипаж Михаила Грешилова впервые в истории Великой Отечественной войны потопил вражеское судно из артиллерийского орудия в надводном положении.


    С наступлением немецких оккупантов подлодке всё реже удавались рейды к вражеским коммуникациям. Весной 1942 года в Крыму подлодка выступила в необычной для себя роли корректировщика. На борт М-35 взяли офицера авиации, чтобы помочь советским летчикам успешнее работать по немецкому аэродрому Саки близ Евпатории, с которого немцы бомбили Севастополь. В ходе одного из налетов в апреле 1942-го после корректировки с «Малютки» наша авиация уничтожила более 20 самолетов противника.

    14 сентября 1942-го подлодка вновь чуть не затонула. Но не от румынских бомб или немецких торпед, а из-за ошибки на борту. Во время рейда в море Грешилов заметил немецкий самолет и приказал погружаться. «Малютка» миновала требуемую глубину в 40 метров и стала буквально падать на критические 70-80 метров. Молодой курсант растерялся, судорожно перекрутил один из маховиков не в ту сторону. Раздался треск уравнительной цистерны, на борт попали уже тонны воды, а громадное давление грозило раздавить лодку. В такой ситуации командир Грешилов не поддался панике. Быстро и слаженно экипаж устранил течь и лодка начала всплывать. Так «Малютка» в очередной раз спаслась от гибели.


    Вновь начать охоту за вражескими транспортами Михаилу Грешилову удалось осенью 1942-го. К тому моменту румынские конвои усилили охрану, поэтому атаковать у вражеского берега становилось все труднее. Грешилов решил охотиться ночью. Историк флота Мирослав Морозов рассказывает, что М-35 либо ложилась на грунт, либо вставала на якорь у самого берега. Под покровом ночи «Малютка» была хорошо замаскирована у вражеского берега, могла вести гидроакустическую разведку и атаковать в надводном положении. В октябре 1942-го такая тактика принесла свои плоды.

    У румынского порта Сулина шел немецкий танкер «Ле Прогресс», в сопровождении 4 кораблей и 3 самолетов. А против него была советская «Малютка» всего с 18 подводниками на борту. В этот раз торпеды угодили точно в борт немецкого танкера, который тут же развалился на части. Корабли и авиация прочесали весь квадрат атаки, вспенили воду вокруг подлодки 32 глубинными бомбами — всё тщетно. Впритирку ко дну М-35 ушла от румынского берега. Вместе с «Ле Прогрессом» на дно ушли 348 тонн нефти и 149 тонн бензина.


    В конце 1942 года успешного командира перевели на крупную подлодку Щ-215. Прежний нерадивый командир довел «Щуку» до ручки. На борту Грешилов заметил ржавые приборы, грязное белье, поникший боевой дух и недостаточное мастерство подводников. Грешилов со всей серьезностью принялся муштровать экипаж. Теперь в подчинении Михаила Васильевича находилось в 2 раза больше человек, чем на «Малютке». Поначалу его подопечные ворчали, но капитан 1-го ранга быстро привил им слаженность в действиях и поднял боевое мастерство. Вскоре «Щука» под командованием Грешилова добилась успеха, который прославил подводников на весь мир.

    Известно, что Германия воевала с СССР техникой, сделанной, в том числе, из турецкой хромовой руды. Например, она повышала стойкость брони немецких танков. В августе 1943 года у турецких берегов «Щуке» Грешилова удалось потопить крупный немецкий транспорт «Тисбе» с 1500 тонн руды на борту. Немцы яростно преследовали подлодку даже не подозревая, что та укрылась у обломков танкера. Грешилов нанес огромный урон фашистской военной машине. Проведенные впоследствии расчеты показали, что из хромовой руды, находившейся на потопленном транспорте, немцы могли изготовить десятки тысяч тонн высококачественной бронированной стали. Таким образом, они лишились несколько сотен «Тигров», а качество выпускаемой брони стало гораздо хуже.


    Интересно, что «утопив» немецкие танки, Грешилов получил за это первую награду не на Родине. В 1943 году он был награжден американским военно-морским крестом. Это особая награда присваивается от имени президента США. Наши союзники высоко оценили заслугу Грешилова, ведь потенциальные «Тигры» могли пойти, в том числе, на западный фронт. Вскоре Михаил Васильевич удостоился награды и дома. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В непрерывных боевых походах Грешилов не щадил себя и пренебрегал отдыхом. За три года на войне командир провел в море 259 суток (второй показатель среди всех подводников страны).

    К сожалению, столь напряженная и самоотверженная служба привела к тяжелому нервному срыву весной 1944-го. После него Михаил Васильевич перешел на штабную работу, в мирное время окончил военно-морскую академию и в 1959 году был уволен в запас. Великий подводник прожил долгие и счастливые 91 год. Уже в преклонные 89 Грешилов получил неожиданный подарок от историков. Изучившие румынские и немецкие архивы выяснили, что по уничтоженным целям и их тоннажу капитан 1-го ранга был самым результативным на Черноморском флоте. А значит по праву может называться подводником-черноморцем номер 1.
    По материалам: zen.yandex.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 24 декабря 2021, 09:18
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022