Израиль Ильич Фисанович — легендарный командир «Малютки»
Память Солдаты Победы

    Израиль Ильич Фисанович воистину уникальный военный. История сохранила множество фото с его широкой улыбкой. Фисанович умел удивлять: он внедрял новые способы подводной войны, ходил в дерзкие атаки и порой отбивался от противника по 10 часов. Израиль Ильич крупно изменил историю нашего флота и мог бы сделать еще больше, если бы не трагическая гибель в 29 лет.

    Израиль Ильич Фисанович родился 27 октября 1914 года в еврейской семье в Елисаветграде, что ныне украинский Кропивницкий. Его отец Илья Фисанович 4 года воевал в русской армии на фронтах Первой Мировой. Жизнь Израиля тоже была связана с войной. Но только не с артиллерией, где служил его отец, а с военно-морским флотом. В 17 лет Фисанович получил от местного комсомола путевку на службу в Военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинград. Учился Израиль Ильич очень успешно.

    За четыре года учебы Фисанович не схлопотал ни одной четверки, получая только отличные оценки. К тому же, у Израиля было четырнадцать поощрений командования за отличную учебу. Успехи Фисановича отметили даже на высшем уровне. Он был единственным среди всего потока курсантов, кто получил именные серебряные часы от наркома обороны Климента Ворошилова. В 1936 году Израиля Фисановича назначили штурманом подлодки М-77. За время учебных выходов его подлодка набрала больше всего баллов по штурманскому делу на всем Балтийском флоте. Штурману Фисановичу тогда было всего 22 года!

    Израиль Ильич продвигался по службе стремительно. В 1938-м его назначили флагманским штурманом бригады подлодок Северного флота. Перед самой войной Фисановича отправили в Ленинград на специальные курсы командного состава подводного плавания. Выпускники получали назначение на крупные подлодки. Из-за нападения Германии курс пришлось сократить и выпустить подводников уже в июле 1941 года. Капитан-лейтенанта Фисановича вновь направили на Северный флот. Тогда немцы считали себя хозяевами северных вод. Но то, что произошло в августе 1941 года в финском порту Лиинахамари, ошеломило кригсмарине.

    Подводную лодку М-172, которой командовал Израиль Фисанович, в СССР окрестили «Малюткой». Она не обладала мощным вооружением и предназначалась скорее для обороны своих портов, чем для атак на вражеские. На такой «Малютке» Фисанович 21 августа 1941 года вошел в гавань порта Лиинахамари на Баренцевом море. Там как раз шла разгрузка немецкого судна перед наступлением в Заполярье. Фисанович незаметно пробрался в гавань и отдал приказ «Пли!». Его субмарине удалось не только уничтожить судно водоизмещением 4500 тонн, но и избежать глубинных бомб противника. Израиль Ильич стал первым нашим подводником, которому удалось атаковать врага в узком, особо охраняемом фьорде и вернуться домой невредимым.

    3 апреля 1942 года Израилю Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Он уже тогда считался примером отваги и храбрости для наших подводников. 20 апреля М-172 обнаружила у норвежских берегов немецкий танкер «Форбах». Из-за густого тумана даже вблизи судно было трудно различить. Фисанович принял к сведению доклад гидроакустика и приказал сблизиться на считанные сотни метров для торпедирования врага. Вражеский танкер был уничтожен. Позже было установлено, что в тот день в северных водах Израиль Фисанович впервые в истории отечественного флота совершил атаку по данным акустики.

    Израиль Фисанович с матросами

    В 1942 году немцы жадно охотились на конвои союзников, которые через северные моря доставляли в СССР помощь по ленд-лизу. Советским подводникам приходилось героически срывать операции гитлеровцев. В ночь с 15 на 16 мая 1942 года субмарина Израиля Фисановича попала под мощный огонь врага. В течение 10 часов «Малютку» преследовали корабли и авиация врага. На подлодку сбросили более трёх сотен глубинных бомб! Несмотря на контузии и нехватку кислорода экипажу счастливой «Малютки» удалось прорваться к своему берегу.

    Всего за годы Великой Отечественной подводная лодка М-172 под командованием Израиля Фисановича потопила 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника. «Малютка» по разу забирала и высаживала на вражеский берег группу диверсантов. При этом находясь большую часть операции в надводном положении при огромном риске обнаружения! Тем не менее обе операции М-172 Израиля Фисановича провела успешно. Его «Малютка» стала одним из 4 гвардейских Краснознаменных судов за всю историю советского военно-морского флота.

    Израиль Фисанович

    В июле 1943-го Израиль Ильич ушел на повышение. Его назначили командиром дивизиона бригады подлодок Северного флота. Весной 1944 года Фисановича отправили в Великобританию, где готовились передать СССР 4 подводные лодки. Группе Фисановича предстояло изучить одну из субмарин и переправить её в Советский Союз. 25 июля 1944 года подводная лодка «Sunfish», которая под советским флагом стала именоваться В-1, вышла из британского порта Леруик. Вернуться в советский Полярный ей было уже не суждено.

    Долгое время вокруг гибели великого подводника Израиля Фисановича и его команды крутилось множество слухов. То ли сам Фисанович чем-то задел моряков Его Величества, то ли сами англичане не хотели расставаться с подлодкой. Ясность наступила только в 2010 году, когда рассекретили архивы. В-1, как и требовала инструкция, шла в надводном положении. 27 июля 1944 года подлодку атаковал самолет британских ВВС, приняв её за врага.

    Израиль Фисанович

    Штурман бомбардировщика «Либерейтор» ошибся в координатах и не понял, что находится над разрешенным коридором. А пилот, вместо запроса опознавательного сигнала, сразу пошел в атаку. Субмарина Израиля Фисановича погибла в Норвежском море в результате «дружественного огня». За гибель выдающегося советского подводника британская сторона официально не принесла извинений ни перед СССР, ни перед Россией.
    По материалам: zen.yandex.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 17 августа 2021, 08:05
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021