Советский КВ-1 против 22 немецких танков
Память Солдаты Победы

    История танковых войск богата самыми разными сражениями, но бой, подобный тому, о котором пойдет речь ниже, смело можно назвать уникальным. По крайней мере, Великая Отечественная война не знала ничего подобного.

    В августе 1941 года на подступах к Ленинграду шли очень тяжелые бои. Части и соединения Красной Армии героически обороняли северную столицу, отбивая атаки прекрасно вооруженного и многочисленного противника. 14 августа 1941 года части 41-го моторизованного корпуса захватили плацдарм на реке Луга в районе села Ивановское. Командир 1-й танковой дивизии генерал-майор Виктор Ильич Баранов отдал приказ командиру 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-го танкового полка старшему лейтенанту Зиновию Колобанову возглавить группу из нескольких танков и занять позиции для обороны перекрестка трех дорог, ведущих к Красногвардейску со стороны Луги.

    Почему выбор пал именно на Зиновия Колобанова? Это был кадровый и опытный офицер, участвовавший в советско-финской войне и прекрасно себя зарекомендовавший. К моменту описываемых событий Зиновию Григорьевичу Колобанову было тридцать лет – не так и мало для старшего лейтенанта военных лет. Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии в простой крестьянской семье. Во время Гражданской войны погиб отец Зиновия, поэтому матери пришлось воспитывать троих детей в одиночку. Семья перебралась на постоянное место жительства в село Большое Загарино. Зиновий после восьмилетки поступил в Горьковский индустриальный техникум. Обычная юность обычного советского парня тех лет. Ничего тогда не предвещало, что студент техникума станет кадровым офицером и героем войны.

    16 февраля 1933 года 22-летний Зиновий Колобанов, на тот момент учившийся на третьем курсе Горьковского индустриального техникума, был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Его распределили в полковую школу 49-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, а затем направили учиться в Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе, которое Зиновий Колобанов окончил с отличием в 1936 году, получив звание лейтенанта. Получив право выбирать место службы, Колобанов решил остановить свой выбор на северной столице. Так он попал в Ленинградский военный округ, получив назначение командиром танка в 3-й отдельный танковый батальон 2-й танковой бригады.

    В 1937-1938 гг. Колобанов учился на Курсах усовершенствования командного состава, после которых был распределен помощником командира боепитания 210-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. В июле 1938 г. он получил назначение командиром взвода в 6-ю отдельную танковую бригаду, а в ноябре 1938 г. был назначен командиром танковой роты. 25 ноября 1938 г. он был назначен командиром танковой роты 1-й легкой танковой бригады, дислоцировавшейся на Карельском перешейке.

    Как только началась советско-финская война, танковая бригада была направлена на фронт. Зиновий Колобанов воевал в составе бригады, трижды горел в танке, зарекомендовал себя храбрым и ответственным офицером. Тем не менее, быстрого роста в должностях и званиях фронтовые заслуги Колобанову не принесли. 17 марта 1940 года, отвоевав командиром танковой роты, Колобанов был переведен помощником командира роты танкового резерва по боевой части в состав 1-й легкой танковой бригады, а затем – заместителем командира танковой роты 90-го танкового полка и командиром танковой роты 36-го отдельного учебного танкового батальона 14-й лёгкой танковой бригады. 6 сентября 1940 года Зиновию Колобанову присвоили воинское звание старшего лейтенанта, а затем отправили в запас. Очевидно, что военная карьера у него не складывалась.

    КВ-1

    Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант Колобанов встретил командиром роты тяжелых танков КВ-1 1-й танковой дивизии, куда, по собственным воспоминаниям, был призван из запаса как офицер, имевший опыт боевых действий во время советско-финской войны. Именно учитывая боевые заслуги во время боев советско-финской войны, Колобанова и назначили сразу командиром роты.

    Здесь стоит немного рассказать и о КВ-1. Танк, названный в честь Климента Ворошилова, выпускался с августа 1939 по август 1942 гг. Это был тяжелый танк, один из лучших в мире на то время. По крайней мере, как только немецкие войска столкнулись с танками КВ, они были шокированы боевыми возможностями советских машин. Они практически не пробивались из немецких танковых пушек.

    Идея создания подобного танка принадлежала возглавлявшему накануне войны Автобронетанковое управление РККА Дмитрию Павлову. Ветеран гражданской войны в Испании, он был убежден в важности дизельных танков с противоснарядным бронированием и длинноствольными пушками. Непосредственно же танк разрабатывали в Ленинграде конструкторы Николай Духов и Афанасий Ермолаев. Серийный выпуск КВ был налажен на Кировском заводе, а затем в Челябинске.

    Пока на вооружение немецкой армии не поступили знаменитые «Тигры», КВ сохранял свои преимущества. Однако после появления «Тигров» дальнейшее использование танка стало нецелесообразным – он уже проигрывал немецкой машине. Поэтому «старичков» КВ использовали больше для дополнительных нужд, в том числе в качестве тягачей.

    Экипаж КВ-1 Зиновия Колобанова, август 1941. Слева направо в первом ряду: Н. Никифоров, З. Колобанов, А. Усов. Вверху: П. Кисельков, Н. Родников

    Но тогда, в августе 1941 года, КВ-1 оставался мощнейшим советским танком. Подразделением на КВ-1 командовал и старший лейтенант Зиновий Колобанов. Экипаж «командирского» танка состоял из командира танка старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова, командира орудия танка старшего сержанта Андрея Михайловича Усова, старшего механика – водителя старшины Николая Ивановича Никифорова, младшего механика-водителя красноармейца Николая Феоктистовича Родникова, стрелка-радиста старшего сержанта Павла Ивановича Киселькова.

    Получив задание от командира дивизии, 20 августа 1941 года старший лейтенант Колобанов направил пять танков КВ-1 на названные позиции в районе железнодорожной станции Красногвардейск-Войсковицы. Он разделил имевшиеся в его распоряжении силы. Так, два танка КВ-1 были направлены на дорогу со стороны Луги, два танка – на дорогу со стороны Кингисеппа, а на своем танке Колобанов выдвинулся на приморскую дорогу и занял позицию, с которой можно было простреливать сразу два направления.

    Сначала на дороге показалась группа немецких солдат на мотоциклах. Но их Колобанов обстреливать не стал, так как перед ним была поставлена задача перекрыть движение танкам противника, а не размениваться на мотоциклистов. Когда на дороге появились легкие танки 8-й танковой дивизии вермахта, Колобанов приказал командиру орудия старшему сержанту Андрею Усову открыть огонь. Сначала были поражены три головных танка колонны, которые, естественно, остановились и перекрыли дорогу всем следовавшим за ними танкам, а затем КВ-1 ударил по хвосту колонны.

    Таким образом, советский танк фактически парализовал немецкую колонну с двух сторон, подбив и шедшие впереди танки, и хвост колонны. Поскольку дорога проходила вдоль болотистого поля, те танки противника, которые попытались объехать вставшие подбитые танки по обочине, попали в болото. В загоревшихся подбитых танках, тем временем, взорвались боекомплекты. Бой длился полчаса. За это время единственному советскому танку удалось подбить все 22 немецких танка, выработав 98 бронебойных снарядов. В советский КВ-1 попали 114 немецких снарядов, но броня тяжелого танка легко выдерживала немецкие попадания.


    Израсходовав боезапас, танк Колобанова отбыл в расположение советских войск. Все члены экипажа были ранены, но не погиб никто. Потери же немецких танкистов впечатляли – бойцы Колобанова подбили 22 немецких танка. Точнее, это были танки чехословацкие – трофейные Pz.kprw.35(t), захваченные немцами при оккупации Чехословакии. Из 22 подбитых танков 14 танков ремонту не подлежали. Всего же рота Колобанова, направившаяся в тот день на перекрытие дорог, подбила 43 танка противника. Ведь 22 танка подбил экипаж самого Колобанова, еще 8 танков – экипаж младшего лейтенанта Сергеева, 5 танков – экипаж лейтенанта Евдокименко, 4 танка – экипаж младшего лейтенанта Дегтяря, 4 танка – экипаж младшего лейтенанта Ласточкина.

    Кроме танков, бойцы роты Колобанова расстреляли немецкую артиллерийскую батарею, уничтожили легковой автомобиль и «положили» около двух рот немецкой пехоты. Таких потерь от одной танковой роты немецкая армия еще не несла. Главная цель боя была достигнута – танкистам Колобанова удалось «свернуть» наступление двух немецких танковых дивизий.

    Три недели после самого знаменитого боя под Войсковицами танковая рота под командованием старшего лейтенанта Колобанова сражалась с силами противника на подступах к Красногвардейску, прикрывала отход частей Красной Армии в сторону Пушкина. Естественно, подвиг колобановцев не мог не впечатлить командование. Всех членов экипажа старшего лейтенанта Колобанова представили к высокому званию Героя Советского Союза. Однако по какой-то странной причине вышестоящее командование решило, что танкистов не стоит награждать столь высоким званием.

    Поэтому старший лейтенант Зиновий Колобанов получил орден Красного Знамени, командир орудия старший сержант Андрей Усов – орден Ленина, старший мехвод старшина Николай Никифоров – орден Красного Знамени, младший мехвод красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков – ордена Красной Звезды. Хотя, безусловно, по крайней мере командир танка и командир орудия заслуживали звания Героя Советского Союза за бой, который до сих пор считается уникальным.

    15 сентября 1941 г., когда танк КВ-1, которым командовал Колобанов, находился на заправке, рядом взорвался немецкий снаряд. Зиновий Колобанов был очень тяжело ранен. Его направили в госпиталь с серьезнейшими повреждениями головы и позвоночника. Колобанов лечился в госпиталях до марта 1945 года.

    Во время лечения ему было присвоено воинское звание «капитан». Несмотря на последствия ранения, из армии Колобанов уходить не хотел – он был кадровым офицером, привык служить, а после своего подвига вполне мог рассчитывать на неплохую карьеру. Летом 1945 года он вернулся в строй и был назначен заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии.

    В 1951 г. Колобанова перевели в состав Группы советских войск в Германии (ГСВГ), где он служил командиром танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии.


    В 1952 г. Колобанов получил воинское звание подполковника. С 1954 г. он служил командиром 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии. Однако из батальона, которым командовал Колобанов, дезертировал солдат. Мало того, что он покинул часть – это было бы вполне заурядное событие, так еще он и сбежал в британскую оккупационную зону. А вот это уже было куда более серьезное происшествие. Колобанову было объявлено неполное служебное соответствие, после чего его перевели в Белорусский военный округ с понижением – заместителем командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии.

    В 1957 г. Колобанова перевели заместителем командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии, а 5 июля 1958 года подполковник Зиновий Григорьевич Колобанов уволился в запас.


    После службы в армии Колобанов устроился на Минский автозавод, трудился мастером ОТК и контролером ОТК. Скончался Зиновий Колобанов в 1994 году в возрасте 83 лет. В этом году – двадцать пять лет со смерти Зиновия Колобанова. Но, несмотря на прошедшие годы, память о легендарном советском танкисте живет. Издается множество статей, посвященных подвигу КВ-1, подробности боя анализируют военные историки, а в компьютерной игре World of Tanks («Мир танков») есть даже «медаль Колобанова».

    По материалам: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 01 апреля 2019, 08:41
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019