От Москвы до Бреста нет такого места…
Память Солдаты Победы

    На фронтах Великой Отечественной работали сотни операторов, и одним из них был Владимир Сущинский. Его дебютом стали бои на Волховском фронте 2–3 июня 1942 года. Тогда Владимир ещё даже не был оператором — лишь ассистентом оператора второй категории. Как и почему он вообще взял в руки кинокамеру?

    Сущинский получил отличное образование по меркам эпохи — школа плюс энергетический техникум. Далее — Всесоюзный теплотехнический институт, армия. А после службы — ВГИК, операторские курсы.

    Лето, съёмочная группа Центральной студии кинохроники выезжает в Сочи, оттуда — в Пятигорск. Благодать — и первые кадры Сущинского для киножурнала «Пионерия». Но вдруг грянула война. Мирные съёмки пришлось прервать.

    Мобилизация, учёба. В феврале 1942 года сержант Сущинский стал командиром орудия на Карельском фронте, но — в тылу. И тогда Владимир попросился на фронт, чтобы снимать боевые эпизоды.

    В мае Сущинского зачислили на Центральную студию кинохроники. Там и начался его путь фронтового оператора. Он сам поставил себе задачи. Во-первых, снимать только по железно продуманному сценарию или плану. Во-вторых, подавать сюжет наиболее интересно.

    В июне 1942 года 160 операторов на всём огромном фронте от Баренцева до Чёрного моря, а также в тылу, снимали один день войны. Итогом стал одноимённый документальный фильм. «День войны» показывали в Лондоне — на день рождения Сталина, в США, а позже — в Швеции, Бельгии и на земле будущего Израиля. Свою лепту в эту эпопею внёс и Сущинский. Его оружием стала кинокамера «Аймо».

    Кинокамера Сущинского

    Болота и иссечённые снарядами деревья заставляют вспомнить типичные пейзажи Первой мировой. Это неудивительно — позиционная война при одинаковой тактике приобретает одинаковые черты.

    В объектив кинокамеры Сущинского попали разбитые немецкие орудия и танки. Наглядное свидетельство, что врага можно бить.

    Молодой оператор также старался показать «науку воевать».

    Никогда раньше не видел настолько качественного камуфляжа в документальном кино. Да и в художественных фильмах советские разведчики в маскировочных костюмах «амёба» появлялись разве что в старой «Звезде» 1946 года.

    И вот, наконец, долгожданное наступление. Блокада Ленинграда прорвана!

    * * *


    В примечаниях к плёнке о боях в районе станции Мга Сущинский писал: «Борьба за населённый пункт Поречье и восточную окраину «Дома отдыха» шла несколько дней. Это была борьба в траншеях, в блиндажах, в развалинах бывшего посёлка».

    На экране — глубокие траншеи, недавно отбитые у немцев. Наверху — ожесточённая дуэль артиллерии. Бойцы вжались в «лисьи норы». А оператор должен работать… И он снимает сплошную пелену дыма с разлетающимися обломками.


    Единственное «лишнее», что позволил себе Сущинский, — добавить в постскриптуме: «Ввиду того, что съёмка производилась непосредственно в боевых условиях, камера и руки были в грязи и пыли, возможен брак».

    1944 год — бои на Украине. Последний плацдарм немцев на левом берегу Днепра. В объективе — вражеские танки. До них всего двести метров.


    Восьмое-десятое апреля — освобождение Крыма, Сиваш. Бойцы тащат за собой лодки по солёному ледяному месиву и ручной «бабой» забивают сваи.


    Простой комментарий оператора: «Ввиду того, что 8 апреля 1944 года, в самом начале наступления я был контужен от разорвавшегося снаряда при артналёте, съёмочный материал неполный».

    Сущинский даже не мог ходить, поэтому снимал изнутри наступающего танка.

    В кадр попали редкие гости на экране — атакующие ленд-лизовские «валентайны», а также тяжёлый труд механика‑водителя.


    В мае 1944 года Сущинский снял первый танк, ворвавшийся в Севастополь, и флаг, водружённый на куполе севастопольской панорамы.

    * * *


    Последнюю осень войны Владимир встретил в Карпатских горах.

    Уникальный случай — в кадр попала тень оператора. Обычно такие кадры вырезают, но тут их сберегли.


    В Карпатах во время боевого вылета погиб друг Сущинского — оператор Борис Пумпянский. Остались только кадры…

    Последние съёмки Пумпянского

    Впереди освобождение Польши и штурм Бреслау (современный Вроцлав). Автоматчик бросается к раненому товарищу и выносит его с поля боя. Пушки и ПТР бьют по врагу.

    Бой на полотне железной дороги — последние кадры, снятые капитаном Владимиром Сущинским. Двадцать второго февраля 1945 года рядом с ним разорвался снаряд. Похороны друга и напарника снимал другой фронтовой оператор — Николай Быков.

    Один из последних кадров Сущинского

    Похороны Сущинского

    На присланной в студию коробке с плёнкой Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Николай Быков тоже погиб — 18 марта 1945 года.

    «За проявленную безграничную храбрость и профессиональное мастерство» Сущинского посмертно наградили Орденом Отечественной войны первой степени.

    Сущинский у горящего танка

    Двенадцатого марта 1945 года Комитет по делам кинематографии предложил Центральной студии документальных фильмов «смонтировать из лучших работ кинооператора Владимира Сущинского спецвыпуск для показа среди работников советской кинематографии в учебных целях». В 1946 году вышел фильм «Фронтовой кинооператор». Ассистентом режиссёра работала Сэдда Пумпянская, чей муж-оператор погиб в Карпатах.


    А в 1958 году вышел художественный фильм «На дорогах войны» — о фронтовом операторе и его товарищах-бойцах. Имя главного героя, которого сыграл будущий «товарищ Сухов» Анатолий Кузнецов, немного изменили: он стал Владимиром Сушковым. Но бои в болотах, работа противотанковой артиллерии, Севастополь и освобождение детей — все это действительно снимал Сущинский.

    Так плёнки Сущинского, сохранившие для нас образы войны, стали рукотворным памятником всем фронтовым операторам.


    Евгений Белаш
    По материалам: warhead.su



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 26 марта 2019, 07:39
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019