Прообраз командира счастливой «Щуки»
Память Солдаты Победы

    Практически все видели этот волнующий фильм. Я его смотрел на Сахалине 12-летним пацаном. Но только на днях узнал интересные фаты о настоящем командире ПЛ Щ-403 Семёне Коваленко, которого так замечательно сыграл Петр Вельяминов.

    Родился Семен Иванович 16 февраля 1909 года в г. Кременчуге. После окончания школы работал на предприятиях города. В 1931 году поступил в Харьковский политехнический институт на физико-математический факультет. В райкоме комсомола ему предложили учёбу в военно-морском училище. Он охотно согласился. Учился в Севастополе, затем продолжал учёбу в Ленинграде. С 1933 года по 1937 год проходил службу на разных должностях на подводных лодках, которые базировались в Кронштадте. Был переведён в г. Полярный, где в октябре 1939 года был назначен командиром подводной лодки Щ-403.

    По воспоминаниям близких, друзей, сослуживцев он был умный, красивый, крепкого здоровья, веселый, добрый и очень мужественный человек. Как командир он постоянно стремился к совершенствованию тактических приемов, применяя сложные математические расчёты. Так, ним была точно рассчитана возможность ночного обнаружения подводной лодки в различных ситуациях. Под командованием С.И Коваленко впервые на флоте было применено торпедирование одновременно двух кораблей. Это был первый на флоте «дуплет».

    Всего за годы войны Щ-403 совершила 14 боевых походов, в которых провела 165 суток, выполнила 11 торпедных атак с пуском 37 торпед.Подводная лодка Щ-403 была одна из лучших.Она выделялась тем, что одна из первых начала осуществлять ночные атаки, находясь в надводном положении. Подводная лодка выполняла и особые, очень ответственные и рискованные, задания по переброске разведчиков.


    12 февраля 1942 г. ПЛ Щ-403 вышла в боевой поход. Высадив на Норвежском побережье группу разведчиков, 19 февраля ПЛ находилась в Баренцевом море в надводном положении, когда в 00.20 минут обнаружила перед собой на расстоянии в три кабельтовых два немецких миноносца. Один из кораблей противника пошел на таран нашей подлодки и, пройдя на расстоянии в 50 метров от ее кормы, открыл по ней огонь из орудий крупного калибра. В это время второй миноносец зашел с другого борта и также атаковал ПЛ Щ-403. Была дана команда на срочное погружение. Как записано в вахтенном журнале, командир оказался на верху, а лодку продолжали атаковать немецкие корабли. При погружении лодка получила пробоину в третьем отсеке. По минутам записаны все мероприятия, которые предпринимал экипаж в экстренной ситуации.

    Во время боя С.И. Коваленко находился на мостике лодки, был тяжело ранен в ногу. В решающее мгновение для спасения экипажа и лодки, жертвуя собой, командир отдал приказ о срочном погружении. Последними его словами были: «Погружайтесь без меня!». Долгое время считалось, что капитан-лейтенант С. Коваленко погиб в море (как в фильме). Но жизнь распорядилась иначе. Тяжелораненного, без сознания, его подобрал немецкий корабль, там же ампутировали ногу. Начались дни и месяцы допросов, издевательств, пыток. Потом переводили из одного концлагеря в другой, но командир держался мужественно как герой. Последнее место, где находился Семен Иванович был концлагерь во Франции под Парижем, где он был расстрелян за попытку поднять восстание среди военнопленных в 1944 году. Ему было всего 35 лет. Советские компетентные органы нашли немецкие протоколы допросов С.И. Коваленко в концлагере. Из них видно, что до последних минут своей жизни Семен Иванович оставался настоящим советским патриотом, верным воинской присяге.

    О дальнейшем жизненном пути С.И Коваленко в плену рассказал тоже подводник, капитан-лейтенант английской флота Прицкорт. Война застала Прицкорта в должности командира подлодки. Однажды ночью, при проходе Английским каналом, он не заметил немецкий катер, который выпустил торпеду. Лодка взорвалась, экипаж погиб, а командира, который находился на мостике, подобрали немцы и отправили в концлагерь. В 1943 году в лагере появился новый пленник. – угрюмый одноногий человек. Никто о нем ничего не знал, лишь поговаривали, что подводник. Союзники высадились в Нормандии, лагерь готовили к эвакуации. Пленных американцев, англичан и французов немцы увозили за Рейн, а поляков, русских, чехов уводили туда, откуда больше не возвращаются. Накануне отправки англичан, Коваленко подошел к Прицкорту, представился и попросил: «Вы, как и я, подводник, вам удастся выжить. У меня таких шансов нет, передайте это русским». И Коваленко рассказал о том последнем бое, о раздробившей ему кость очереди и как отдал приказание погружаться, оставив его на мостике. «Только срочный уход под воду мог спасти экипаж. Когда штурман крикнул «Есть ли живые», я прикусил губу, чтобы не закричать и притворился убитым. А дальше не помню – лодка погружалась, увлекая меня за собой. Очнулся на берегу после ампутации ноги. Когда немного пришел в себя, начались допросы…»

    Семена Ивановича мучил один вопрос – остался ли цел корабль? Он не верил немцам и оказался прав. На допросах отрицал, он был командиром подводной лодки, но немцы, по-видимому, об этом догадывлись… И пытали. «Победа близка, смерть моя еще ближе! Если увидите советских людей, попросил Прицкорта, передайте, что Семен Коваленко присяги не нарушил и умер как подобает воину». Ночью пленных, среди которых был и одноногий русский, увезли туда, откуда не возвращаются… Сегодня уже никто более подробно не расскажет о тех трагических днях. И только записи, воспоминания дают основания говорить, что наш земляк действительно погиб как воин, как солдат, не нарушивший присяги. И сказал ли он те слова – «погружайтесь без меня» или закусил губу, чтобы товарищи не тратили решающие секунды на его спасение, не имеет значения. Главное – экипаж спасся. И никто сегодня не знает, в каком конкретно месте нашел он свое последнее пристанище – тысячи безымянных героев покоятся там, где когда-то были концлагеря. Тысячи погибли и там, где сегодня в Кременчуге горит «Вечный огонь», а когда-то был концлагерь. И, возможно, будет правильным именно здесь установить памятную доску подводнику Семену Коваленко. Пусть она станет памятником всем тем, кто не по своей воле попал в фашистские застенки, но выстоял, выдержал все муки и сохранил верность Великой Родине, которая называлась Советский Союз.

    Семен Иванович Коваленко

    О том, что он остался верен присяге, капитан-лейтенант Коваленко мог рассказать только английским командирам подводных лодок, которые вместе с ним находились в плену. Они остались живы. И через 99 лет после дня рождения этого героя — орден «Звезда Командора» нашел своего законного владельца -командира советской подводной лодки «Щ-300» Семена Ивановича Коваленко, а на столетие была открыта памятная доска на школе в Кременчуге.

    А как спаслась подлодка «Щ-300» в том бою? Вот одна из версий. Только потому, что лодка взяла курс внутрь фьорда (морской залив со скалистыми берегами), рассчитывая, что противник станет искать на выходе. Фашисты оповестили открытым текстом о победе, передачу перехватили наши радисты… Но 21 февраля вступивший в командование помощник командира ст.лейтенант П.В.Шипин привел лодку в базу. Повреждения легкого корпуса и мостика (обширная пробоина цистерны № 2, смятое ограждение рубки, тумба и сами перископы) потребовали длительного ремонта.

    В свой последний поход Щ-403 вышла 2 октября 1943 г. в район Конгсфьорда. Точной информации о судьбе подводной лодки нет, наиболее вероятной причиной называется гибель на мине.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 05 июня 2018, 06:43
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018