Сергей Мацапура: и швец, и жнец, и на дуде игрец
Память Солдаты Победы

    На войне нужно делать многое — наводить пушку, бить штыком, брать языков, взрывать мосты, толкать танковые катки по двести кило, беседовать с немцами, таранить танки и самолёты. Мы расскажем вам об уникальном человеке — Сергее Мацапуре, который один умел делать всё вышеперечисленное.

    Первые дни Великой Отечественной войны, Литва. Младший сержант Мацапура, наводчик с довоенной выучкой, бьёт прямой наводкой по немецким танкам. Отступление, ещё одно окружение… Почти весь полк гибнет.

    Однако Мацапура выжил. Теперь он разведчик: без шума берёт во вражеском тылу языков, снимает часовых, подрывает мост и водокачку. Носит гранату на брючном ремне, чтобы не попасть в плен. А вскоре станет… танкистом, точнее, механиком-водителем Т‑34.

    * * *


    Сергей Мацапура прошёл суровую, но жизненно важную «школу» танкиста. В тылу ветераны первых боёв обучали его не только водить машину, но и отличать звук мотора немецкого танка T-III от советского Т-34. Плюс месяц работы на танковом заводе дал возможность экипажу Мацапуры в составе маршевой роты облазить «тридцатьчетвёрку», что называется, от и до.

    Но и после, уже в войсках, молодого механика продолжали нещадно гонять, заставляя на марше постоянно докладывать показания приборов. Так его приучали видеть приборный щиток.

    Опытный мехвод мог с лёгкостью сказать, по какому грунту едет его танк, ориентируясь всего лишь на звук гусениц или на запах свежей земли.

    Ещё учили при помощи пары брёвен вытаскивать танк из болота и грамотно таранить деревья и другие цели. Как? Бить лобовой бронёй, а не гусеницами, чтобы те не слетели и не порвались.

    Летом 1944 года Мацапура стал опытным механиком-водителем новейшего Т-34-85. Его батальон вышел к небольшой речке… и попал в болото. Почти все машины застряли. Вот-вот могут налететь немцы и разбомбить батальон. Что делать? Сергей пешком прощупал дорогу — где по грудь, где по горло, а то и вплавь. Затем аккуратно провёл танк по болоту, отпихивая одной рукой лезущие в открытый люк траву и грязь. А уже с твёрдой земли танк Мацапуры тросом вытащил ближайшую машину, они вдвоём — третью, и понеслось…

    * * *


    Один из самых удивительных эпизодов случился у города Любень, когда танки внезапно прорвались к вражескому аэродрому. Сергей принялся аккуратно, как учили, таранить «юнкерсы». Три самолёта раздавил удачно, а на четвёртом всё же погнул лобовой пулемёт.

    В бою можно пойти на хитрости — повесить на ствол орудия ведро с выбитым дном (изображая дульный тормоз немецких машин), а мотор танка заставить работать с подвыванием — под немецкий.

    Замаскированный таким манером Т-34 Мацапуры ночью буквально подкрался к немецкой засаде из трёх танков. Снова удар лобовой броней — и танк противника перевёрнут. Ещё удар — и следующий танк готов. На третьем Т-34 порвал бандаж на левой гусенице.

    Позже танкисты узнали от пленных, что немцы, ожидая советские машины, замёрзли в машинах с заглушенным мотором, «приняли» для согрева и… просто заснули.

    В отличие от них в бригаде Мацапуры на марше и перед боем не пили никогда.

    Но и это ещё не всё! В следующем бою у города Иновроцлава Сергей творил вовсе невероятное. Представьте себе механика, ведущего танк и попутно отстреливающего немецких солдат с фаустпатронами прямо через открытый люк. Не может быть? Мехвод смотрел снизу вверх (а десант — сверху вниз) и поэтому часто раньше других замечал угрозу. На такой случай механики носили пистолеты в переднем кармане комбинезона.

    Чтобы фаустники не попали в танк, Мацапуре пришлось работать рычагами и педалью «как бешеному» (по его словам). Причём водитель успел с десяти шагов увидеть одного из фаустников и свалить выстрелом. Ещё двух противотанкистов пристрелили десантники с машины героя.

    Помогла боевая хитрость. Закрытый люк механика-водителя защищал от случайных осколков и пуль, но ограничивал обзор. Поэтому в ночном бою или в туман его приходилось открывать. Но опытные танкисты не ставили крышку люка на стопор, и она при движении танка колебалась на пружинах. При необходимости крышку можно было мгновенно захлопнуть. Сергея такая тактика защищала много раз, и лишь однажды его ранило через люк несколькими мелкими осколками в левую руку.

    Всего за бой, в котором танкисту пришлось повоевать и пистолетом, восемь человек из одного танкового взвода (включая Мацапуру) получили Героев Советского Союза. Только один Т-34 уничтожил тогда два паровоза, двенадцать самолётов и шесть автомашин в придачу. Метко стрелявший командир орудия Ёлкин получил «Красную звезду», командир танка Пилипенко и мехвод Дарбинян — Героев.

    После войны Мацапура, отслужив почти двадцать лет в милиции, спокойно и обстоятельно изложил все эти невероятные события в мемуарах. Причём его личные заслуги и редкостное мастерство, как и умения боевых товарищей Мацапуры, подтверждаются документами частей.
    Источник: warhead.su



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 27 марта 2018, 07:10
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018