Ученые тоже иногда ошибаются

Еще древние утверждали, что человеку свойственно ошибаться. Причем совершают ошибки все без исключения, даже знаменитые ученые. Просто от нас это скрывают.

Нам никто не рассказывает об ошибках ученых. Причем частично в данной ситуации виноваты сами исследователи, которые стараются сохранить свои недочеты втайне. Как признается сэр Питер Медавар, биолог, получивший Нобелевскую премию, сравнивая образы логически и безошибочно мыслящих ученых с холодным умом – «это всего лишь маски, которые мы надеваем, когда поднимается занавес и публика видит нас».

На самом деле все по-другому. Даже самые великие ученые совершали ошибки, и большая часть из них, с перспективы будущего, кажется просто глупой.

Начнем с 1611 года, когда Галилео Галилей объявил, что он видел спутники Юпитера. Через год после этой даты другой флорентийский астроном Франческо Сицци попытался объяснить, что Галилей обманывал самого себя. По словам Сицци, спутники «невидимы невооруженным глазом и поэтому не могут влиять на Землю, и поэтому они бесполезны, и поэтому они не существуют».

Тогда Галилео удалось убедить всех в своей правоте, но затем сам же совершил ошибку. Через двадцать лет, намереваясь доказать, что Земля вращается вокруг солнца, он разработал математический доклад для папы Урбана VIII. К его несчастью, за основу своей работы он взял приливы. Согласно математическим расчетам, высокий прилив должен был происходить один раз в день вместо двух, но Галилео отказался признать свою ошибку, высмеяв тех, кто утверждал, что на приливы влияет Луна.

Через сто лет все в той же Италии ошибку совершил Луиджи Гальвани, первооткрыватель электричества. Свои опыты ученый проводил на лягушках. Он обнаружил, что при прикосновении к лапкам лягушек железной проволокой на медном крючке, они начинают сокращаться, несмотря на то, что земноводные были мертвы. Гальвани сразу же явил миру новую теорию, согласно которой биологическая ткань генерирует свое собственное электричество. Через некоторое время Алессандро Вольта указал на ошибку Гальвани: он доказал, что не в лягушках появляется электрический ток, а от взаимодействия меди с железом.

У медицины свои ошибки. В 1896, через год после вступления на должность председателя Королевского общества, лорд Кельвин объявил, что недавний доклад о рентгеновских лучах просто смешон, и все это окажется мистификацией. Но, в отличие от Галилео, он достойнее принял свое поражение: в том же самом году, убедившись в достоверности информации, Кельвин позволил проверить свою руку рентгеновскими лучами.

А вот французские биологи из университета Марселя в 2003 году объявили, что они обнаружили самый большой вирус на Земле. Этот так называемый «мимивирус» был в 30 раз больше риновируса, вызывающего простуду, и его невозможно было уничтожить. К всеобщему облегчению, опыты показали, что он не может заразить человека. Однако уже через год один из технических работников лаборатории слег с пневмонией, вызванной этим вирусом. Оказалось, что данный вирус был неизвестен ученым, но люди с ним давно знакомы: эксперименты показали, что в крови у 10 процентов людей, страдающих от пневмонии, находятся антитела мимивируса.

В 1917 году перед публикацией своей теории относительности, Альберт Эйнштейн спросил у астрономов, расширяется вселенная или, наоборот, сжимается. Ему необходимо было это знать для составления правильных уравнений. Астрономы ответили, что вселенная не меняет своих размеров. Эйнштейн подогнал свои уравнения, включив в них «космологическую константу». Примерно через десять лет Эдвин Хаббл обнаружил, что вселенная все-таки расширяется, и «подгонка» уравнений оказалась ненужной. Эйнштейн назвал включение константы своим «самым большим промахом», но опять оказался неправ. Недавние исследования природы космоса показали, что константа необходима для соответствия теорий с наблюдениями.

Вселенная оказалась дамой капризной. Из-за нее ошибся советский физик Яков Зельдович. В 1967 году при наблюдении за галактиками он выявил аномалию в темпах расширения вселенной. Зельдович предположил, что все происходит по принципу неопределенности из квантовой теории, согласно которой в пустом космосе есть энергия. Но результат его вычислений точки нуля энергии оказался во много раз больше, чем предполагалось.

Некоторые ошибки не так усердно скрывают. Например, в 1999 году орбитальный аппарат НАСА оказался на 60 миль ближе к планете, чем предполагалось. В этом не было вины никаких космических явлений. Виноваты были люди, их невнимательность и разные измерительные системы. Ученые НАСА работали с метрами и сантиметрами, а команда инженеров, обеспечивавшая аппарат программным обеспечением – с футами и дюймами. В результате, орбитальный аппарат стоимостью 80 миллионов долларов врезался в поверхность Марса.

Какой вывод можно из этого сделать? Ученые тоже иногда ошибаются, но не надо судить их строго. Наука принесла нам много пользы и облегчила нам жизнь, сделав ее безопаснее и комфортабельнее. Как на любой дороге есть ухабы и кочки, также и путь науки неровный. Пока наукой занимаются люди, которым свойственно ошибаться, промахов нам не избежать.

• 26 октября 2010, 09:21
    • combat

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.