Основатель науки ювенологии доживает свой век в Киеве

Генетик, доктор биологических и медицинских наук, профессор Киевского национального университета Г. Д. Бердышев и профессор Южно – Уральского государственного университета И.В Вишев еще в 70-е годы двадцатого столетия впервые назвали науку о бессмертии имморталогией (от греч. cлова –mors- и частицы отрицания-im). Сегодня термин иммортализм прочно вошел в сокровищницу науки и означает систему взглядов, основанную на стремлении человека избежать физической смерти или, хотя бы, максимально отдалить её. Профессор Геннадий Дмитриевич Бердышев, разрабатывая со своими коллегами философию и теорию имморталогии, выделил следующие этапы её развития:

1- Этап иллюзий, легенд и мифов о бессмертии.
    2- Этап геронтологии и ювенологии.
    3- Этап лонгевистики – науки о продлении жизни животных и человека.
    4- Этап философии и теоретической иммортологии.
    5- Этап экспериментальной иммортологии.

Все этапы современной науки о бессмертии тесно переплелись, взаимодействуют друг с другом, и имеют немало общих теоретических и экспериментальных разделов. Эта научная эстафета оказалась столь плодотворной, что, согласно прогнозам, уже через 50-лет возникнет первое поколение столетних богатырей, которые будут так же полны сил и энергии, как и нынешние “шестидесятники”. Перешагнуть границу старости и сохранить здоровье и долголетие помогает человеку ювенология – наука о сохранении молодости и поиске подходов к её продлению. Её создали в 70-80-х года XX-столетия Лазарь Маркович Сухаребский и Геннадий Дмитриевич Бердышев. Основная задача ювенологов – остановить старение, продлить молодость. Практические методы ювенологии: минифизкультура, закал, макро и мини – кроссы стали основой здорового образа жизни и задержки старения организма.

В тесном сотрудничестве с ювенологией успешно развивается также экспериментальная имморталогия, основатель которой Карл Эсснер в 1985 году получил первый бессмертный организм – Podospora anserine, а американским ученым удалось в 1998 году достичь победы над старением на клеточном уровне. В ходе экспериментов был достигнут обнадеживающий результат – человеческие клетки не останавливали рост и не умирали. В научно – популярной литературе, опыты американских ученых с ферментом теломеразой, удлиняющим концы хромосом вызвали взрыв энтузиазма и ожидание практического бессмертия к началу следующего десятилетия. Однако, в настоящее время ученым совершенно непонятно, что является сигналом для включения и выключения генов теломеразы при развитии и старении организма. Для решения этой проблемы в ближайшее время внимание ученых будет приковано к генной инженерии. Теоретически, решение задачи вечной молодости возможно: в старости необходимо усилить активность фермента теломеразы и ремонт ДНК в определенных группах стволовых клеток так, чтобы они могли неизменно производить с одной стороны такие же стволовые клетки, а с другой – давать начало всем другим клеткам организма. В этом направлении воодушевляет открытие китайских ученых, подтвердивших, что ген “p16” своей активностью прямо влияет на длину теломер, что позволяет сделать клетки вечными путем блокировки этого гена. Задачи, стоящие перед учеными, работающими в этом направлении огромны. Можно даже утверждать, что решение проблемы старения аналогично проблеме расшифровки генетической программы развития организма. Решить её гораздо труднее, чем победить роковые болезни человечества рак и СПИД – к такому выводу приходит С.А. Григорович, обобщив достижения иммортологии в обзорной статье “Когда я был молодым”. (Наука и техника, №5, май 2008-05-24)

Одно из самых перспективных средств от старости и болезней – терапия стволовыми клетками. Эти особенные клетки, которые есть у каждого человека, можно превратить по утверждению иммортологов в любую часть организма. Ученые уже смогли вырастить клапан для сердца, “заставили’’ размножаться собственные стволовые клетки головного мозга, что помогает восстановлению после инсульта и создали спрей из живых клеток для лечения ожогов. Однако, несмотря на успешную терапию стволовыми клетками, пытаться побороть старение и существенно повысить продолжительность жизни нашего вида без вмешательство в геном – задача малоперспективная, так как генетическая программа старения не позволяет перешагнуть отпущенный нашему виду срок в 100 – 120 лет. Такой срок продолжительности жизни реально можно достичь при урезании пищевого рациона в калориях уже сегодня. Этот эффект обнаружен как у животных, так и у человека. Известная книга адепта лечебного голодания Поля Брега “Чудо голодания» продолжает наполнять оптимизмом сторонников здорового образа жизни. Эффект голодания связывают со свободными радикалами. Чем меньше веществ поступает в клетку, тем меньше вредных и опасных для клетки продуктов окисления в ней образуется.

Самые обнадеживающие результаты практические иммортологи возлагают на наномедицину. В недалеком будущем ученые создадут молекулярных “врачей “ роботов для лечения и профилактики старости. Их создание связано с прорывом в нанотехнологии. Нанороботы, по размерам сопоставимые с биомолекулами, способны будут за короткое время починить любое клеточное повреждение, включить или выключить ген, очистить артерии. Несмотря на радужные перспективы нанотехнологий, трудность заключается в проблеме нерешенности основного вопроса антистарения: ’’что лечить’’ и, что естественно для мира финансового капитала, – секретности разрабатываемой темы.

На фото два академика Украины Эмир Ашурский и Геннадий Бердышев (справа). Профессор Г.Д. Бердышев, в прошлом многолетний эксперт ВОЗ, по предложению первооткрывателя спиральной структуры ДНК Джеймс Уотсона с 1995 года принимал участие в секретном проекте “Фауст”. Целью данного проекта была попытка максимально быстрого достижения человеческого бессмертия при помощи передовых генно-инженерных технологий. Участвовало в решении этой задачи около 10 тысяч биологов со всего мира.

Проект “Фауст”, к сожалению, до сих пор не рассекречен и сама идея бессмертия воспринимается в мире неоднозначно. Против неё выступают, практически, все мировые религии, да и массовое бессмертие человечества не вписывается в доминирующие в мире товарно-денежные отношения. Бюджеты многих государств, мягко говоря, не выдержат выплаты пожизненных пенсий, а промышленность перенаселения. Так что манящие плоды иммортологии в виде реальной перспективы прожить 300 – 800 лет пожнут в ближайшем будущем те, кто вкладывает колоссальные средства на исследования в этой области. Поэтому, скорее всего, бессмертие станет откровенно элитарным, а не общенародным благом и бессмертная элита будет владеть ключами жизни и смерти подобно фараонам и жрецам Древнего Египта.

Михаил Волгин, Киев