Боевые лазеры - реальность
Наука и технологии

    Идея применять лазер в боевых целях возникла ещё до появления первого такого устройства на кристалле искусственного рубина в 1960 году. Многие страны вели или ведут сейчас исследовательские программы по этой теме. Каковы их результаты? Где применяются боевые лазеры сейчас, и где их разумно ожидать увидеть в ближайшие годы?

    Степень готовности американской системы HELLADS на сегодня достаточна для уверенного поражения ракет класса «земля-воздух» и реактивных снарядов различного типа. Теоретически HELLADS способна уничтожать большую часть воздушных и некоторые наземные цели. Межконтинентальные баллистические ракеты ей не по зубам. Уже в 2014 г. Пентагон намерен оснастить ею первые истребители и бомбардировщики ВВС США. Основное назначение лазеров в данном случае – активная защита самолёта от пущенных в него ракет.

    Как опциональное применение HELLADS в отдалённой перспективе указывается перехват крылатых и баллистических ракет, выпущенных по наземным целям. Изначально для решения этой задачи DARPA совместно с Boeing разрабатывала другую программу.

    YAL


    Программа YAL выглядела как довольно реалистичная попытка перехвата ракет преимущественно малого и среднего радиуса действия с помощью мощного лазера. Она практически неприменима к межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), хотя и берёт начало от Стратегической оборонной инициативы США эпохи восьмидесятых.

    Тогда на спутниках предполагалось разместить рентгеновские лазеры, активная среда в которых возбуждалась бы энергией ядерного взрыва. Мощным импульсом планировалось уничтожать МБР и крылатые ракеты противника.

    Концепция уничтожения МБР рентгеновским лазером в программе SDI

    Наземные испытания показали крайне низкую эффективность такой схемы. Среди принципиальных недостатков указывался малый КПД (доли процента), большая расходимость пучка, запредельно высокая стоимость одного выстрела и невозможность гарантированного поражения цели.

    В программе YAL вместо стационарного спутника лазер разместили на модифицированном самолёте Boeing 747-400F. Тип лазера заменили на химический кислородно-йодный. Он разрабатывался в США специально для военного применения с 1977 года и предназначался главным образом для перехвата ракет во время начальной (активной) фазы их полёта.

    Выбранный лазер излучает на длине волны 1315 нм, то есть относится к инфракрасным. Считалось, что химический лазер более предпочтителен, чем твердотельный. Низкое давление и быстрый поток газа упрощают отвод тепла. Это позволяет выполнить установку более компактной системы охлаждения или повышение мощности при тех же габаритах. Однако с химическим лазером возник ряд других технических проблем – таких, как отвод продуктов реакции и перезарядка.

    Лазерная турель YAL-1

    В огромной турели системы YAL размещаются излучатели боевого мегаваттного лазера COIL (chemical oxygen iodine laser) и маломощные лазеры системы наведения. Сами модули (шесть блоков по 3 тонны каждый) расположены в хвостовой части самолёта.

    Первоначально цель фиксируется радаром, затем её траектория уточняется лазером сопровождения TILL. По характеру рассеивания луча вспомогательного лазера BILL определяются и компенсируются атмосферные помехи. С одной заправки химический лазер мог сделать до 20 выстрелов с длительностью импульса до 12 с.

    Схема самолёта Boeing 747-400F с боевым лазером

    Экспериментальный самолёт Boeing YAL-1 проходил этап доработки в период с 2007 по 2012 гг. в составе 417-й эскадрильи испытательного центра авиабазы «Эдвардс» (штат Калифорния). В 2010 году состоялись его успешные испытания на авиабазе Пойнт-Мугу, завершившиеся перехватом ракет с жидкостным и твердотопливным двигателем.

    Дальнейшее развитие программы предполагало увеличение эффективной дальности и расширения списка возможных целей. Среди них указывались управляемые ракеты, БПЛА, практически все пилотируемые летательные аппараты противника и даже низкоорбитальные спутники. Однако к тому времени проект был признан экономически нецелесообразным.

    Разработка и испытания уже стоили более 5 млрд. долларов. Каждый такой самолёт в будущем обходился бы казне в 1,5 млрд. однократно и порядка ста миллионов в год на его содержание. Поскольку Boeing YAL-1 сам является лёгкой мишенью, боевой сценарий предполагает его прикрытие звеном истребителей и сопровождение самолётом радиоэлектронной борьбы.

    По оценкам Пентагона, такое звено сможет выполнять тактические задачи только при увеличении дальности эффективного поражения лазером в несколько раз. Это означает необходимость повышения мощности лазера уже в десятки раз или соразмерное снижение расходимости пучка. Обе задачи на современном уровне технологий невыполнимы.

    Существующие стратегические (Aegis) и тактические (Iron Dome) системы ПРО используют кинетический принцип поражения целей. На сегодня они справляются с перехватом ракет более успешно, чем экспериментальные лазеры.

    После нескольких приостановок и перебоев с финансированием, программа YAL была окончательно закрыта в декабре 2011 года. Подобная судьба была и у другой, менее претенциозной программы – ATL.

    ATL


    Advanced Tactical Laser – младшая сестра проекта YAL. Программа разрабатывалась с 1996 года. Во время обкатки системы в 46-й эскадрильи испытательного центра семитонный прототип размещался на транспортных самолётах серии C-130H Hercules. К 2008 году удалось снизить его массу до 5,5 тонн – тогда же сообщалось об успешном поражении наземной цели на базе ВВС Киртлэнд (Нью-Мексико).

    Лазерная система ATL на самолёте C-130H Hercules — художественное представление

    Летом 2009 года было проведено испытание с имитацией боевой задачи. Лазер на самолёте Lockheed NC-130H успешно поразил малогабаритную наземную цель.

    В будущем лазерная система ATL должна была устанавливаться на тяжёловооруженные самолёты поддержки сухопутных войск Lockheed AC-130. Однако проект в существующем виде был также признан бесперспективным по аналогичным причинам.

    Схема лазерной установки ATL

    После серии проб и ошибок от химических лазеров Пентагон перешёл к твертодельным и умерил аппетиты. Вместо разработки мегаваттных установок для решения глобальных задач силы DARPA теперь сосредоточены на менее мощных лазерных системах и их роли в локальных конфликтах.

    Сейчас основные ставки делаются на проект ADHELS (Architecture for Diode High Energy Laser Systems) и конкретные варианты его применения. Новые программы включают системы стационарного и мобильного наземного базирования, а также универсальную тактическую систему EXCALIBUR.

    EXCALIBUR


    Современные волоконные лазеры в режиме общего пучка обладают достаточной мощностью для боевых целей при сохранении приемлемых габаритов. Проект EXCALIBUR объединяет три программы DARPA, направленные на улучшение характеристик отдельных компонентов будущей системы. Конечной целью указывается создание массива из волоконных лазеров общей мощностью до 100 кВт и его использование в наземных операциях.

    Пушка EXCALIBUR из массива волоконных лазеров

    Среди преимуществ такого лазерного оружия отмечается высочайшая точность поражения при полном отсутствии сопутствующих повреждений. Это крайне актуально при антитеррористических операциях и боевых действиях в населённых пунктах.

    Уже сейчас габариты позволяют устанавливать такую лазерную пушку на вертолёты и бронетехнику. В конце 2012 г. мощность каждого излучателя удалось повысить до 500 Вт. На развитие программы в 2013 г. министерство обороны США выделило 25,8 млн долларов. Это на 1,8 млн долларов больше, чем в прошлом году, и косвенно указывает на перспективность разработок.

    Несмотря на провал YAL и ATL, в ближайшие годы ВВС США получит другие лазерные системы – как минимум HELLADS и EXCALIBUR. Для ВМФ и сухопутных войск тоже есть ряд сюрпризов… впрочем, это уже другая тема.
    Источник: blogs.computerra.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 04 февраля 2013, 09:03
    • patron

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018