Российские технологии при ВТО
Наука и технологии

    Свершилось. Высшая российская власть одобрила законопроект о ратификации протокола о присоединении нашей страны к Марракешскому соглашению — то есть, о вступлении во Всемирную торговую организацию. Таким образом, формально членом ВТО Россия станет с 1 сентября 2012 года.

    Много было сказано о том, какими будут последствия присоединения к ВТО для Российской Федерации. Общество, фактически, разделилось на сторонников и противников этой идеи. Аргументов «за» и «против» обе стороны приводят много. Чтобы понять, какие из них являются более весомыми, необходимо понимать, чем является это пресловутая Всемирная торговая организация.

    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с такого понятия, как международное разделение труда. Итак, представим себе две страны, приблизительно равные по объёмам экономик и по экономическим системам, находящиеся на одном континенте. Представим, что обе эти страны выпускает самолёты, т.е. каждая из них производит свои двигатели и свои корпусы для самолётов.

    Чтобы повысить эффективность производства, необходимо воспользоваться известным экономическим законом, в соответствии с которым, при увеличении объёмов продаж, рентабельность каждого отдельного изделия растёт, а себестоимость падает (до каких-то пределов, естественно).

    Если вышеупомянутые страны решат объединиться и разделить производство так, что одна страна будет производить только корпусы, а другая только двигатели, то рентабельность производства вырастет, поскольку как двигателей, так и корпусов будет производится в два раза больше, чем раньше. В результате, самолёты, которые будут производиться этими двумя странами, станут в целом стоить меньше, чем раньше. Вырученные средства можно пустить на развитие технологий и внедрение инноваций с перспективой выпуска самолётов следующего поколения. Схема выглядит достаточно привлекательной. В теории.

    Однако реалии капиталистической экономики диктуют нам иные условия, в которых страны мира сильно различаются по уровню своего развития. Различные механизмы рыночной экономики способствуют лишь только усугублению этого различия. Итак, представим, что две упомянутые выше страны развиты неравномерно и одна отстаёт от другой. Первая страна уже производит самолёты 5го поколения, а вторая – всё ещё 4го. В условиях закрытого рынка, вторая страна может изыскать средства (например, из другой отрасли), вложить их в развитие науки и техники и догнать своего соседа, начав производить самолёты 5го поколения.

    Если же рынок второй страны будет открыт, то она окажется в более сложном положении. Первая страна, которая уже компенсировала затраты на НИОКР, просто захватит рынок второй страны. Произойдёт это потому, что её продукция более совершенна, а также имеет более низкую цену, чем гипотетические самолёты второй страны, производство которых ещё не окупилось даже частично.

    В итоге вторая страна лишается такой отрасли, как самолётостроение, т.к. она станет совершенно нерентабельной. Максимум, на что страна может рассчитывать – стать одним из маленьких участников производства запчастей для самолётов и прочего смежного оборудования.

    ВТО – структура, которая институционализирует западную систему разделения труда, технологическим центром которой с начала её существования в 1944 году являются США. До конца 80х годов ей противостояла советская система разделения труда с технологическим центром в СССР. С распадом Советского Союза наша страна утратила лидерство в большом количестве отраслей промышленности. В первую очередь, в наукоёмких отраслях. Тогда, в 90-х годах это была целенаправленная политика властей страны, по инициативе которых были разрушены крупнейшие холдинги, включавшие в себя конструкторские бюро, опытно-конструкторские производства, малые, массовые производства. Очень показателен пример такой отрасли, как уже упомянутое самолётостроение. 40% выпускаемых в мире самолётов выходили с заводов Советского Союза. В случае, если бы эта отрасль не была развалена «молодыми реформаторами» ельцинской эпохи, то сегодня объём прибыли от продажи самолётов был бы выше, чем от продажи нефти.

    С тех пор Россия начала всё больше и болеьше отставать в технологическом плане от мировых лидеров. Вступление в ВТО в этих условиях окончательно добьет остатки высокотехнологического производства и закрепит наше положение в качестве технологически отстающей страны.

    Ещё одно коварное условие вступления в ВТО заключается в том, что государство лишается права оказывать финансовую поддержку национальному производителю. В случае с российским самолётостроением, никто, кроме государства не решится вкладывать деньги в производителя, конкуренты которого (Boeing и Airbus) находятся в более выигрышном положении, диктуют условия на большинстве рынков и могут позволить себе демпинг. Отбить затраты в этом случае будет крайне сложно.

    Всего в истории человечества было 5 примеров того, как государство создавало относительно независимые технологические зоны, которые могли развиваться самостоятельно: Великобритания, Германия, США, Япония и СССР. Что характерно, во всех этих случаях, создание самодостаточных технологических кластеров происходило в рамках закрытой экономики. Законы капиталистической системы таковы, что невозможно идти догоняющим путём вслед за технологически развитой страной без мощной внешней защиты от демпинга. Иначе страна-лидер станет продавать на рынках отстающей страны ту продукцию, которую та ещё не умеет производить. Если объёмы продаж будут большими, всякие вложения в собственное производство у догоняющей страны будут нерентабельными.

    Эти вопросы, связанные с противоречиями международного разделения труда, не были даже сформулированы гайдаровским правительством «демократической» России. Не акцентируется на них внимание и теперь. С принятием закона о вхождении в ВТО, российская власть подписала смертный приговор не только самолётостроению. Скорее всего, Россия лишится станкостроения, канут в Лету производство медицинского оборудования, автопром, фармацевтика, приборостроение, электроника. Серьёзно пострадает и без того слабый агропромышленный комплекс.

    Власть старается всячески скрыть эти подробности, отмечая отдельные плюсы присоединения России к ВТО. Как правило, все эти плюсы относятся к отраслям с низким уровнем переработки сырья. Например, к металлургии.

    Если Россия в рамках международного разделения труда берёт на себя роль сырьевого придатка капиталистических стран, то нужно приготовиться к тому, что в стране будет установлена колониальная администрация. В самой России останется некоторое количество людей, которые будут обслуживать трубу и обеспечивать минимальный технологический уровень. Российское государство на этом можно будет считать исчезнувшим навсегда.
    По материалам: comstol.info



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 июля 2012, 09:03
    • zumer

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022