Промывание мозгов через интернет-ресурсы
Сеть Информационная безопасность

    Прощание с телевизором не означает избавления от информационной перегрузки. Если коротко, социальные сети, заменившие нам ТВ, стали таким же фастфудом для мозгов, каким всегда было телевидение: мы потребляем больше, чем нужно, потребляем без разбору, и страдаем впоследствии.

    Однако теперь ясно, что прощание с ТВ не означает и гарантированного обретения свободы мышления — а это вещь пострашнее электронного обжорства! Если эффект инфофастфуда скоротечен, проходит быстро и без особых последствий (привычку набивать «желудок» чем попало не считаем), промывание мозгов посредством интернет-ресурсов способно формировать устойчивые эмоции и мнения. И противостоять ему чертовски сложно: ведь вы скорее всего даже не заметите, что вас склоняют в нужную сторону!

    Формальным поводом для разговора стал отчёт об эксперименте, опубликованный на днях сотрудниками Facebook (работа была проведена ещё два года назад, но только сейчас результаты, наконец, обнародованы). Эксперименте интересном и и смелом: невольными участниками его стали почти 700 тысяч пользователей этой соцсети. При этом затея чрезвычайно простая: имея прямой доступ в фейсбуковские недра, исследователи изменили алгоритм формирования индивидуальной новостной ленты для тех самых семисот тысяч случайно выбранных пользователей.

    Изменили таким образом, что в течение одной недели для конкретного индивида из ленты исчезали либо посты, имеющие ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, либо посты, окрашенные ярко положительно. Всё, кстати, делалось совершенно автоматически, затраты на ручной труд нулевые. И после этого в течение опять же одной недели за испытуемыми наблюдали. Задачей было установить, нельзя ли таким образом формировать/передавать эмоциональные состояния. Ответ: можно.

    Результаты говорят сами за себя. Тот из подопытных, кого «кормили позитивом», начинал сам излучать «позитив»: его посты приобретали преимущественно положительную эмоциональную окраску. Соответственно тот, кто целую неделю наблюдал в своей ленте в основном «негатив», и сам начинал проявлять негативные эмоции. Эффект не гарантированный для отдельно взятой персоны, но статистически заметный. И это весьма ценное достижение с точки зрения психологии: ведь получается, что телекоммуникации позволяют заражать человека эмоциями так же, как личное общение (где заразный эффект доказан: скажем, встреча с улыбающимся индивидом способна поднять настроение), но без невербальных сигналов. Таким образом можно даже влиять на самочувствие людей, эксплуатируя (научно установленную) связь между эмоциями и физическим состоянием человека.

    Куда менее приятен этот результат в свете возможной массовой «промывки мозгов». Ведь так же, как эмоции, можно формировать и мнения. Чуть раньше фейсбуковцев другая группа исследователей доказала это, экспериментируя с выдачей поисковых машин для формирования «правильного» политического взгляда у группы избирателей. Как и в случае с соцсетью и эмоциями, эффект был статистически значимым: манипулируя результатами поисковой машины (для кандидата А показать больше положительных откликов, для кандидата Б больше отрицательных), можно увеличить процент голосующих за нужного кандидата.

    Два этих исследования проводились разными людьми, слегка различающимися методами, и даже цели преследовались различные: в первом чистая наука, во втором — оценка амплитуды возможных злоупотреблений. Однако результат у них один и вытекающие из них опасности тоже.

    Опасность первая вот какая: заметить, как нам «промывают мозги» через Сеть, трудно, если вообще возможно. Мы, конечно, заметим пропаганду в чистом виде: лозунги, заказные статьи, «правильное» освещение событий и т.п. Но в опытах с соцсетью и поисковиком новостную ленту и поисковую выдачу корректируют мягко: из них исключают лишь часть (не все!) материалов и обнаружить такую перемену невооружённым глазом невозможно. Новостные ленты и результаты работы поисковых машин информационно избыточны, в них всегда больше данных, чем типичный пользователь способен поглотить, поэтому информативность потока после фильтра отнюдь не становится меньшей: она просто становится другой.

    Вторая опасность: интернет-сервисам, к которым мы привыкли, не требуется даже особого разрешения на подобную манипуляцию данными. Мы им уже его дали! В случае с «Фейсбуком», например, разрешение на всевозможные эксперименты прописано в пользовательском соглашении, с которым каждый пользователь добровольно-принудительно соглашается при регистрации.

    Надежда здесь только на коммерческую суть интернет-компаний. Собственный имидж для Facebook гарантированно важней, чем деньги, которые ей (теоретически) способен предложить любой из политиков. То же с Google, «Яндексом», Microsoft, Yahoo! и другими бизнесами, владеющими крупными виртуальными конструкциями. Но за тех, кто находится частично или полностью под государственным контролем, поручиться уже нельзя. Скандально-национальный поисковик «Спутник» открыто декларирует крен в сторону «проверенных источников» — и вам стоит предупредить знакомых старшего возраста, чем это чревато. Нет уверенности и «В Контакте», на место руководителя которой продавливают сына гендиректора ВГТРК Бориса Добродеева.

    Но достанется на орехи и «Фейсбуку», сотрудники которой «всего лишь» играли в промывку мозгов. Многим, естественно, не понравилось, что их, возможно, использовали как подопытных крыс — и в эти часы в западной прессе разгорается грандиозный скандал, обещающий на недели, если не месяцы, испортить настроение уже не клиентам, а руководителям и акционерам компании.
    Источник: computerra.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018