Что скрывают лондонские подворотни
Очевидное - невероятное

    Много десятилетий прошло с тех пор, как таинственный серийный убийца на несколько месяцев поверг Лондон в панический страх. После этого мир не раз перевернулся, погибли царства и возродились царства, неизмеримо более страшные преступления совершены и совершаются, а тайна Джека Потрошителя по-прежнему волнует умы.

    31 августа 1888 года около четырех часов пополуночи вагоновожатый Чарльз Кросс, направляясь на работу по темной и пустынной улице Бакс Роу в лондонском районе Уайтчепел, увидел лежащую на спине на мостовой женщину о задранными юбками. Решив, что она мертвецки пьяна, он попытался привести ее а чувство, но женщина оказалась мертва: у нее было перерезано горло. В морге выяснилось, что у несчастной вскрыта еще и брюшная полость. Пострадавшая была опознана: Мэри Энн Николс, 43 лет. Она была запойной пьяницей и зарабатывала на пропитание себе и пятерым детям проституцией.

    Лондонский Ист-Энд, где расположены кварталы Уайтчепела, в викторианские времена был позором Англии: около 900 тысяч человек ютились здесь в страшной тесноте и нищете, по соседству с бойнями, наполнявшими воздух невыносимым смрадом, а улицы нечистотами. По оценке полиции, в 1888 году в Уайтчепеле было около 1200 проституток. Это не считая тысяч женщин, которые подрабатывали на панели, что называется, от случая к случаю.

    Дело принял к производству многоопытный ветеран лондонской полиции инспектор Фредерик Джордж Абберлайн. Не успел он толком вникнуть во все обстоятельства, как на восьмой день после первого убийства, в субботу, 6 сентября, на улице Хзнбери произошло новое. На этот раз жертвой стала проститутка Энни Чэпмен. Юбки, как и в первом случае, были задраны, извлеченные из брюшины кишки аккуратно уложены на мостовую. Полицейский врач Джордж Бзгстер Филлипс, судебный медик с 23 летним стажем, отроду не видевший ничего подобного, заключил, что преступник неплохо разбирается в анатомии.

    Версии ограбления и сексуального насилия инспектор Абберлайн сразу исключил: обе жертвы были слишком бедны, никаких следов надругательства на трупах не обнаружено. Оставалась версия серийного убийцы-маньяка.

    В истории британского правосудия это был не первый серийный киллер, однако первый, который действовал в большом городе в эпоху всеобщей грамотности и превращения прессы в социально политическую силу. Газеты изо дня в день вели хронику расследования, излагали всевозможные слухи, критиковали власти, раздували панику и, наоборот, пытались ее пресечь. Такого освещения своей работы британская полиция еще не знала. Она отнюдь не считала себя обязанной сообщать репортерам подробности расследования, и газеты в итоге были заполнены самыми невероятными версиями, вымышленными от первого до последнего слова. Ползли, к примеру, слухи о некоем «Кожаном фарту» — еврее-сапожнике, вымогающем деньги у проституток под угрозой смерти.

    Вскоре, однако, убийца сам придумал себе прозвище. 27 сентября в лондонское агентство новостей пришел конверт, адресованный «боссу». Письмо, написанное красными чернилами, грамотно и глумливо, извещало адресата, что его автор намерен в ближайшее время продолжить свою «работу». Внизу листа стояла подпись: «Искренне Ваш, Джек Потрошитель».

    Редактор решил, что это чья-то скверная шутка (феномен, хорошо известный современным сыщикам), и не стал сообщать о письме в полицию. Спустя два дня он передумал. В час ночи 30 сентября во дворе дома по улице Бернер был обнаружен труп женщины, позднее идентифицированной как Элизабет Страйд.

    Полицейские и врач еще находились на месте преступления, когда на расстоянии четверти мили от него, на Митр-сквер, констебль обнаружил новую жертву. И снова — перерезанное горло, вспоротый живот, задранные юбки. Вырезанные из трупа матка и левая почка исчезли. Звали несчастную Кейт Эдцоуз.

    Скотланд-Ярд немедленно широко распространил факсимиле послания Джека Потрошителя, опубликовав его в своих листовках и отправив в газеты. Впоследствии сыщики признавали это своей ошибкой: публикации привели к огромному числу подражателей. Детективы потеряли массу времени, изучая сотни писем за подписью Джека.

    * * *


    Лондон охватила паника. Королева Виктория, следившая за делом с самого начала, не раз звонила министру внутренних дел, осведомляясь о ходе расследования. Она отправила премьер-министру лорду Дизраэли гневную телеграмму, требуя «решительных действий». Но Скотланд-Ярд и без того сбивался с ног.

    Из газетных версий стремительно вырастал зловещий миф о Потрошителе, Он по сути дела стал сублимацией подавленных страстей общества. Атмосфера позднего викторианства с его культом внешних приличий, вытесняющих все «неприличное» в нравственное и социальное подполье, описана несколькими убийственными фразами у Мишеля Фуко. Недаром его «История сексуальности» начинается главой «Мы, другие викторианцы». Фуко так формулирует социальную философию викторианской эпохи: «Если уж и в самом деле нужно дать место неузаконенным формам сексуальности, то необходимо их направить куда-нибудь туда, где их можно будет снова

    включить если не в производственный цикл, то, по крайней мере, в процесс получения выгоды». Фуко блестяще показал, что власть и сексуальные перверсии нуждаются друг в друге, получая взаимный импульс, совершенствуясь и образуя «нескончаемые спирали».

    Журналист лондонской Pall Mall Gazette Уильям Стэд стал первым, кто, освещая уайтчепельские убийства, написал об их сексуальной подоплеке и в качестве возможной модели предложил феномен доктора Джекиля и мистера Хайда. Повесть Стивенсона, опубликованная двумя годами ранее, как нельзя лучше выражала раздвоенность сознания позднего викторианца. Она мгновенно превратилась в бестселлер, открыв дорогу новому течению в английской литературе — за «Странной историей д-ра Джекиля и м-ра Хайда» последовали «Дракула», «Портрет Дориана Грея» и «Остров доктора Моро». Публика увидела в Хайде воплощение сексуального подполья своего собственного сознания, хотя текст, казалось, не давал никаких к тому оснований (о чем, кстати, неоднократно заявлял сам автор). В августе 1888 года в Лондоне состоялась премьера спектакля по стивенсоновскому «триллеру». Исполнитель главной роли Ричард Мэнсфилд играл Хайда именно как сублимацию тайных помыслов Джекиля. Автор инсценировки добавил отсутствующего в повести персонажа — невесту доктора, которая погибает от рук Хайда; тем самым в сюжет был введен скрытый мотив гомосексуального влечения, что само по себе было уголовным преступлением в викторианской Англии. Мэнсфилд был настолько убедителен, что его самого стали подозревать в том, что он и есть Потрошитель. Меньше чем через месяц после премьеры, в середине сентября, пьеса была запрещена. Последний спектакль был благотворительным — в пользу ночлежных заведений для бездомных женщин.

    Сама гипотеза о том, что Потрошитель неуловим по той причине, что в обычной жизни ничем не отличается от добропорядочных членов общества, была абсолютно нова. Стэд говорил о садизме как о «мании», которой «страдает» уайт-чепельский убийца. Такого взгляда на проблему публика дотоле не знала. Это был лексикон предшественника Фрейда, великого венского психиатра Рихарда фон Крафт-Эбинга, чья Psychopathia Sexualis вышла первым изданием в 1886 году. В одно из последующих изданий Крафт-Эбинг, кстати сказать, включил случай Потрошителя.

    * * *


    Вплоть до 1892 года продолжалось расследование пяти убийств (еще одна жертва Джека Потрошителя, Мэри Кэлли, погибла в ноябре 1888 года), совершенных таинственным маньяком. В 1892 году дело было закрыто за недостатком улик. Инспектор Абберлайн вышел в отставку в том же году.

    Энтузиасты, сыщики-любители и профессионалы, историки и литераторы, криминологи и психологи возвращаются к делу Потрошителя и поныне. Люди, увлеченные тайной кровавого маньяка, называют себя рипперологами (от ripper — потрошитель). Они проводят ежегодные международные конференции и выпускают специализированные журналы, последний из которых начал выходить в 2000 году в Австралии.

    За десятилетия, миновавшие с тех пор, появилось множество новых, неожиданных, парадоксальных и скандальных версий. В число подозреваемых попал даже Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». Против него нет ровно никаких свидетельств. Хитроумный автор версии, зная страсть Кэрролла к игре слов, построил обвинение на анаграммах. Переставляя буквы в одном из отрывков Кэрролла, он превратил его в довольно связный текст, заключающий в себе признание Джека Потрошителя. При этом, правда, любителю анаграмм пришлось заменить три буквы. Оппоненты подняли его на смех и, дабы продемонстрировать абсурдность приема, точно таким же манером поступили с начальной фразой «Винни Пуха».

    Щедрую дань Потрошителю отдал кинематограф, начиная с Альфреда Хичкока (1926, «Квартирант») и кончая «Молчанием ягнят»: образ Ганнибала Лектера, конечно же, в сильной степени навеян лондонским маньяком. Наконец, недавно уайтчепельского убийцу «поймал» любимец русской читательской публики Эраст Фандорин — как оказалось, фамилия киллера лишь одной буквой (точнее, отсутствующей «р») отличается от фамилии главного редактора «Еженедельного Журнала».

    * * *


    Одна из самых изощренных версий гласит, что Потрошителем было лицо королевской крови — принц Альберт Виктор Кристиан Эдуард, герцог Кларенский, внук королевы Виктории, старший сын принца Уэльского (будущего короля Эдуарда VII). Подругой версии, принц не убивал сам — это делали подосланные его бабкой придворные.

    Герцог Кларенский, не умри он от инфлюэнцы в 1892 году в возрасте 28 лет, стал бы британским монархом. Поговаривали, что в поисках плотских утех он часто наведывался в злачные кварталы Ист-Энда. Во время одной из таких вылазок, утверждает молва, принц Эдди познакомился с продавщицей табачной лавки, ирландкой Энни Крук. Он снял для нее квартиру, вскоре Энни забеременела, и пара вроде бы тайно обвенчалась в католическом храме.

    Узнав о случившемся, королева якобы потребовала положить конец роману принца с женщиной низкого происхождения. Исполнение приказа было поручено королевскому лекарю сэру Уильяму Галлю. Доктор Галль будто бы поместил Энни в психиатрическую лечебницу. Тем временем ее новорожденную дочь нянчила Мэри Келли, она же дала ей имя Элис Маргарет. От Мэри о тайной связи принца Эдди узнали ее подруги Мэри Энн Николс, Энни Чэпмен и Элизабет Страйд. Кто-то из них (а может, все вместе) решил попытать счастья, шантажируя королевское семейство.

    За дело опять взялся доктор Галль, заставив Келли и ее подруг замолчать навеки. Он же придумал Джека Потрошителя, дабы отвести подозрения от истинного убийцы. Один из вариантов сюжета гласит, что доктор исполнял во время убийств некий масонский ритуал. Кейт Эддоуз была убита им по ошибке.

    Женщина по имени Энни Элизабет Крук — реальное лицо. Ровно никаких доказательств ее связи с принцем Эдди не существует. Тем не менее именно эта версия стала наиболее популярной. В прошлом году на экраны вышел фильм «Из Ада» компании «20 век — Фокс» с Джонни Дэппом в роли инспектора Абберлайна и Хитер Грэм в роли Мэри Келли, в основу которого легла именно версия «королевского заговора».

    * * *


    Патриция Корнуэлл наряду с Джоном Гришэмом и Томом Клэнси входит в тройку самых высокооплачиваемых авторов криминального чтива а США. Славу и деньги принес ей в 1991 году роман Postmortem, в котором перед читателем впервые предстала судмедэксперт Кей Скарпетта, ставшая главным действующим лицом серии, написанной от первого лица. Корнуэлл не понаслышке знает свой предмет. Она была полицейским репортером в Северной Каролине, затем шесть лет работала в офисе главного судмедэксперта штата Вирджиния, служила в полиции и прошла подготовку в Академии ФБР. Ее излюбленный сюжет серийный убийца.

    Корнуэлл говорит, что впервые занялась делом Потрошителя, размышляя, не поручить ли его своей героине. И увлеклась настолько, что решила и впрямь разгадать загадку. В декабре прошлого года она объявила в интервью телекомпании ABC, что добилась своего — тайны Джека Потрошителя больше не существует.

    Авторы детективов нередко выступают в роли сыщиков-любите-лей по делам давно минувших дней, но это сугубо литературные экзерсисы, не претендующие на статус юридического документа. Однако Патриция Корнуэлл задумала применить современные методы криминалистики, какими не располагал инспектор Абберлайн, и всерьез докопаться до убийцы. Она не говорит, каким образом она вышла на след, но ее главным подозреваемым стал выдающийся художник Уолтер Сиккерт.

    Уолтера Сиккерта (1860-1942) многие искусствоведы считают лучшим английским живописцем после Тернера. Почему взор маститой детективщицы обратился к Сиккерту? Оснований, по ее словам, более чем достаточно. «Он любил прогуливаться по улицам Уайтчепела по ночам, в густом тумане, — говорит Корнуэлл. — Его натурщицами были проститутки»..

    Но какая сила, по мнению Корнуэлл, превратила его в маньяка? По сведениям Корнуэлл, Уолтер Сиккерт перенес в детстве несколько мучительно болезненных хирургических операций на пенисе, повлекших за собой сексуальные проблемы. Далее: «Его вторая жена умерла внезапно якобы от болезни в 1920 году. Он очень быстро кремировал ее, что было необычно в то время. На ее похоронах он открыл урну, опустил туда руку и забросал пеплом стоявших рядом людей».

    Само собою разумеется, Корнуэлл внимательнр присмотрелась к полотнам Сиккерта. У него в самом деле есть серия картин, выбивающихся из ряда его традиционных сюжетов. Серия написана в 1908-1909 годах и носит общее название «Камдентаунское убийство». В лондонском пригороде Кам-дентаун, где жил тогда Сиккерт, в 1907 году произошло убийство, аналогичное уайтчепельским. Сцена на всех полотнах одна и та же: бедный интерьер, кровать, на ней нагая женщина, рядом сидит или стоит полуодетый — в жилете, но без пиджака — мужчина.

    Сиккерт жил в Лондоне в период убийств, у него была студия в Уайтчепеле. Зверства прекратились после того, как он надолго уехал во Францию и Италию. И наконец, убийство в Камдентауне. Сиккерт был на месте преступления и сделал набросок трупа. Романистка убеждена, что он оказался там не случайно: «Труп жертвы оставался в ночлежке в течение нескольких часов, необходимых полицейскому медику для исследования, после чего был доставлен в морг. Меня поражает это замечательное совпадение: Сиккерт не только оказался поблизости в нужное время, у него еще и оказался при себе альбом для эскизов».

    Все это звучит ничуть не убедительнее других версий. Корнуэлл нужны были неопровержимые улики. Писательница взялась за дело с необыкновенным размахом. Она привезла в Лондон команду американских криминальных экспертов, в том числе графолога и микробиолога, скупила 32 картины Сиккерта и стол, на котором художник смешивал краски, в надежде найти на них отпечатки пальцев или даже частицы ДНК. В общей сложности она потратила на свой проект 4 миллиона долларов из собственного кармана. Ценители изящных искусств пришли в ужас, узнав, что Корнуэлл изуродовала некоторые холсты в поисках вещественных доказательств, и объявили ее действия актом вандализма.

    Налицо скромный результат. Патриция Корнуэлл со своими экспертами обнаружила знаки, идентичные знакам на писчей бумаге, которой пользовался Уолтер Сиккерт. Но дело в том, что бумага произведена одной из крупнейших фирм того времени Perry & Sons, продукцией которой пользовались сотни англичан.

    * * *


    Дело в том, что Уолтер Сиккерт имеет непосредственное отношение к версии «королевского заговора». В 1973 году человек, называющий себя Джозефом Сиккер-том и утверждающий, что он внебрачный сын художника, дал интервью телекомпании ВВС. Он рассказал, что в январе 1942 года на смертном одре отец поведал ему историю «королевского заговора». Энни Крук была натурщицей Сиккерта. Сиккерт познакомил с ней принца Эдди, а впоследствии вступил в тайный брак с их дочерью. От этого брака якобы и родился в 1925 году Джозеф.

    Однако Джозеф — не единственный свидетель. В 1990 году известная английская писательница Джин Овертон-Фуллер опубликовала книгу «Сиккерт и преступления Потрошителя». Это на самом деле и есть первоисточник версии Корнуэлл. Автор ссылается на свою покойную мать, которая узнала тайну Потрошителя в 1948 году от ученицы Сиккерта Флоренс Пэш. Та, в свою очередь, слышала ее непосредственно от мэтра. Флоренс Пэш, впрочем, отнюдь не утверждала, что Сиккерт признался ей в убийствах.

    Королевская семья, как мы помним, начиная с королевы Виктории живо интересуется делом Потрошителя. По некоторым сведениям, королева-мать владеет коллекцией раритетов, связанных с делом Потрошителя, которую собирал для нее не кто иной, как Энтони Блант, ее главный консультант по вопросам искусства, выдающийся искусствовед и агент КГБ, один из участников знаменитой «кембриджской пятерки» — группы «кротов», работавших в 30-70-е годы на советскую разведку.
    По материалам: x-files.org.ua



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 21 февраля 2014, 07:29
    • zabelin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021