Самое большое судно Первой мировой войны
Очевидное - невероятное

    «Британик» был самым большим судном, принимавшим участие в Первой мировой войне…

    Внезапная и трагическая гибель «Титаника» заставила компанию-владельца гигантского судна — «White Star Line» — пересмотреть параметры строящегося на верфи в Белфасте его брата-близнеца под названием «Британик». (Первоначально новый лайнер планировали назвать «Гигантик», но — передумали). В конструкцию были внесены серьезные изменения: добавлены еще две водонепроницаемые переборки; расширено днище для того, чтобы установить двой ную обшивку корпуса; прибавилось еще пять спасательных шлюпок, а механизм их спуска на воду переоборудован был так, чтобы эвакуацию можно было производить, даже если судно целиком ляжет на борт. Таким образом, в августе 1914 года новый пароход был полностью готов к выполнению рейсов между Саутгемптоном и Нью-Йорком, но… тут разразилась Первая мировая война.

    «Британик» так и не успел сделать ни одного коммерческого рейса — судно было реквизировано правительством Великобритании под плавучий госпиталь.

    12 декабря 1915 года корабль, на борт которого нанесли опознавательные знаки госпиталя (зеленую полосу и шесть красных крестов), встал на военную службу. На гигантском лайнере могли с легкостью разместиться три тысячи триста раненых, которых обслуживали около пятисот человек докторов, медицинских сестер и сопровождающих. Помимо медперсонала, на корабле трудились 675 человек команды. Командовал «Британиком» капитан Чарльз А. Бартлетт.

    * * *


    Капитану Чарльзу Бартлетту в тот год исполнилось 47 лет. К этому времени он считался одним из наиболее уважаемых «морских волков» Соединенного королевства. Он обладал хладнокровием, непревзойденным мастерством и никогда не лез на рожон — предпочитал сделать лишний крюк, чем рисковать судном, пассажирами и грузом. Кому как не ему можно было доверить самый крупный пароход в мире, предназначенный вдобавок для перевозки тысяч беспомощных людей? Интересно, что многие соратники Чарли наблюдали за ним странную, но очень полезную в океане особенность: будучи в открытом океане, он предчувствовал появление айсбергов задолго до того, как они показывались на горизонте. За это его прозвали «Айсберг Чарли». Некоторые даже считали, что будь Бартлетт в свое время капитаном «Титаника», то той страшной трагедии удалось бы избежать.

    23 декабря 1915 года «Британик» вышел из Ливерпуля и отправился на первое боевое задание в пролив Дарданеллы — принимать раненых. Первый рейс, как и последующие четыре, прошел успешно, если не считать того, что судно, предназначенное для отдыха и развлечений, все это время было воплощением горя и страданий — далеко не все пассажиры доживали до конца рейса. Но война есть война, и те, кому врачи «Британика» спасли жизнь, вспоминали лайнер и его команду с благодарностью.

    * * *


    12 ноября 1916 года «Британик» в шестой раз покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Греция) для очередной эвакуации раненых. Через пять дней лайнер достиг Неаполя, где необходимо было сделать остановку для заправки углем и водой. В то же время в Средиземном море не на шутку разыгрался шторм и бушевал несколько дней — выход из Неаполя пришлось отложить. Однако, несмотря на погодные условия, капитану Бартлетту уже 23 ноября удалось достичь пролива между Грецией и островом Кеа. К девяти утра цель была уже близко, в море наступил штиль, стояла такая тишина, что у всех возникло ощущение, будто никакой войны нет и в помине. И вот тут прогремел страшный взрыв…

    Некоторые историки утверждали, что «Британик» подорвался на немецкой мине. Называли даже номер подлодки, установившей мину, — U-73. Другие исследователи считали, что даже самая мощная мина тех времен не смогла бы так сильно повредить лайнер, и что «Британик» был торпедирован, причем несколькими подлодками сразу. Об истинных причинах его гибели будет сказано ниже, но, к счастью, в тот роковой момент и капитан и команда корабля меньше всего думали о причинах взрыва, а главным образом о том, как спасти людей.

    То, что спасти сам лайнер не удастся, Чарльз Бартлетт понял сразу — слишком уж быстро судно начало клониться на правый борт. Оставалась еще надежда дотянуть до острова Кеа и выбросить пароход на мель, но она быстро испарилась — уже через считанные минуты затопленный нос судна начал скрести по дну Эгейского моря (глубина в том месте составляет 120 метров, а длина «Британика» — более 250 метров).

    Исходя из этого, сразу же была объявлена эвакуация. Никакой паники — благодаря строгой дисциплине каждый знал свое место и действовал строго по правилам. Шлюпки спускались на воду и заполнялись согласно спискам.

    Это была, пожалуй, самая малокровная эвакуация в условиях войны: из 1066 членов команды и медработников (раненых, к счастью, принять на борт не успели) погибли только 30 человек — несколько шлюпок с людьми из-за неудачных маневров затянуло под показавшиеся из воды бешено вращающиеся винты лайнера. Заметив это, капитан приказал мотористам вернуться на свои места и остановить машины, что они беспрекословно и выполнили. Больше жертв не было.

    Примерно через час к месту катастрофы подошли несколько судов, принявших сигналы бедствия, и взяли на борт всех оставшихся в живых.

    * * *


    Более полусотни лет местонахождением «Британика» интересовались чисто теоретически. Только в 1975 году команда Кусто пришла на «Калипсо» в Эгейское море и обнаружила с помощью радара гигантский корпус лайнера. В первую очередь оказалось, что «Британик» находится совсем не в том месте, что было указано на картах Адмиралтейства.

    Через год Кусто предпринял спуск водолазов к лайнеру. Им удалось выяснить следующее: лайнер лежит на правом борту и его корпус имеет мощную пробоину; все четыре трубы рухнули на дно, стеклянный купол над главным залом практически не пострадал.

    Водолазам удалось поднять со дна несколько корабельных приборов. Сейчас они находятся в музеях.

    После Кусто к «Британику» отправлялись еще четыре экспедиции и все они заканчивались успешно: были отсняты тысячи фото-и видеокадров, подняты со дна множество предметов. Ученым удалось наконец-то подробно осмотреть сам корпус корабля и окружающее его пространство. Так как поблизости от катастрофы было обнаружено большое количество якорей от плавучих мин, версия о торпедировании лайнера отпала окончательно, а столь серьезные повреждения объяснялись тем, что «Британик», скорее всего, наткнулся не на одну мину, а на несколько, сработавших одновременно.
    Источник: x-files.org.ua

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 08 декабря 2013, 08:07
    • zabelin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017