Одесса-мама
Обзоры


    2 сентября (22 августа по ст. ст.) 1794 года — в этот день был заложен первый камень в фундамент портовых сооружений. И не случайно этот день считается также датой рождения Одессы. Ее возникновение стало возможным после изгнания турецких завоевателей, пришедших в этот искони славянский край в конце XV века. В ту пору вблизи нынешнего порта находилось русско-украинское поселение Хад-жибей. Рядом с ним на обрывистом берегу, турки возвели небольшую крепость Ени-Дунья, за стенами которой простиралась бескрайняя ковыльная степь…

    Победой русского оружия закончилась русско-турецкая война 1787—1791 годов. Северное Причерноморье навсегда было очищено от чужеземных захватчиков. На освобожденных землях стало быстро развиваться земледелие и скотоводство, в обширном и благодатном крае появились десятки деревень, начали строиться города. Трудолюбивые русский и украинский народы быстро вернули к жизни разоренный край.

    По основным транспортным артериям — рекам Дунаю, Днестру, Южному Бугу, Днепру — пошли вниз к морю груженные хлебом, мясом, шерстью, арбузами, овощами дубки, ладьи и фелюги. Нужен был крупный порт, который смог бы взять на себя роль посредника в торговле и дальнейшей транспортировке товаров. Этого требовало и географическое положение России, историческая обстановка: после того, как Петр Первый «прорубил окно в Европу» на севере и основал крупнейший город и порт Петербург, юг страны фактически оставался отрезанным от моря, а значит, страна не имела путей для торговли с другими государствами, не могла защитить свои южные границы.

    В Одесском историко-краеведческом музее хранится копия указа императрицы Екатерины II, в котором говорится: «… уважая выгодное положение Гаджибея и сопряженные с оным многия пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов». Надзирать за строительством военных укреплений, порта и города предписывалось великому русскому полководцу А. В. Суворову.

    Одесситы всегда будут гордиться тем, что основателем их города был А. В. Суворов. В наше время именем выдающегося полководца названа улица, идущая вдоль всего порта. Именно отсюда начиналось наступление человека на море. В ту пору на месте этой улицы был так называемый Купальный берег. На него накатывались и разбивались о склоны соленые морские волны. Еще не было ни причалов, ни набережных, еще лишь были вбиты строителями первые сваи, как в новую гавань стали приходить торговые суда.

    О том, какими бурными темпами рос порт, свидетельствуют данные о его грузообороте: за первые десять лет со дня основания он увеличился почти в 20 раз. В 1805 году у стен еще недавно пустынного Хаджибея бросило якорь более тысячи различных судов: 666 заграничных и 496 каботажных.

    С Одессой связано также начало эпохи парового судоходства на Черном море. В 1828 году, из Одессы взял курс на Евпаторию, построенный в Николаеве первый пароход «Одесса». Его топки работали на дровах, рейс длился очень долго. Но все же именно с этой даты началось техническое перевооружение Черноморского торгового флота. Ведь до этого рейса все перевозки по морю осуществлялись только под парусами и на веслах. Еще через пять лет, в 1833 году, к Одессе были приписаны два парохода. Они-то и явились базой для создания первого на Черном море пароходства.

    Нельзя не упомянуть одну славную страницу истории причерноморского города. Это произошло в период Крымской войны, когда на Одесском рейде появились корабли англо-французской эскадры. 10 апреля 1854 года 360 орудий эскадры открыли огонь по Одессе, намереваясь высадить десант, захватить крупный портовый город и использовать его в своих целях. Русские моряки и артиллеристы отважно вступили в бой и пресекли попытки рассчитывавшего на свою силу неприятеля высадиться на берег.

    В артиллерийскую дуэль вступили батареи, расположенные на крутом Ланжероновском берегу, Приморском бульваре и непосредственно у кромки моря — на Платоновском и Практическом молах. На самой оконечности Практического мола находилась батарея прапорщика А. П. Щеголева. Главный удар неприятельской корабельной артиллерии обрушился именно на нее. Четыре орудия Щеголева противостояли нескольким десяткам пушек девяти вражеских кораблей. Падали убитыми и ранеными батарейцы, одна за другой вышли из строя две пушки батареи. Но солдаты Щеголева не прекращали вести огонь.

    Шесть часов длился этот неравный бой, но русские воины не дрогнули. Неприятельская эскадра так и ушла ни с чем. Вскоре после этого русские артиллеристы потопили вблизи Одессы английский фрегат «Тигр», который нес патрульную службу. Впоследствии с него сняли пушку, которая и поныне стоит на Приморском бульваре как напоминание о боевом прошлом города.

    С развитием капитализма в России начал постепенно перевооружаться транспорт. В 60—70 годы XIX века на Черном море появилось несколько крупнотоннажных по тем временам пароходов. Примерно в это же время (1865 г.) закончилось строительство первой на Украине железной дороги. Она связала Одессу регулярным железнодорожным движением с крупными промышленными и экономическими центрами Украины, Кавказа, с Москвой и Петербургом.

    Несмотря на рост порта, его техническая оснащенность в дореволюционные годы была крайне незначительной. Механизация трудоемких процессов здесь практически отсутствовала, миллионы пудов товаров переносились на плечах грузчиков, а при перевалке тяжеловесных грузов применялись самые примитивные приемы. Среди причин, обуславливавших такое положение, была, в частности, дешевизна рабочей силы. Мы уже упоминали о том, что гонимые голодом и нищетой, в портовый город стекались тысячи обездоленных крестьян. Они пополняли армию безработных, ожидавших у ворот порта хоть какую-нибудь работу и готовых продать свой труд за самую мизерную оплату.

    Именно в те жестокие времена, летом 1891 года, в порту работал грузчиком 23-летний Алексей Пешков — впоследствии великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький. Правдиво, с большой художественной силой рассказал он о каторжном труде одесских портовых грузчиков. Вспомните его рассказ «Челкаш»: «Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавшим по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка...»

    Да, Алексею Пешкову хорошо были знакомы условия жизни и труда грузчиков дореволюционного порта. Сохранились записи воспоминаний ветеранов порта, которые когда-то работали вместе с Горьким и помнят, как носил он по трапам тяжелые мешки с украинской пшеницей, как делил вместе с ними хлеб и воду. По вечерам будущий писатель и его товарищи по работе в порту собирались в темной ночлежке, где просто на полу, на мешках, набитых соломой, на селянских свитках после многочасового изнурительного труда спали люди. Дом, в котором приходилось ночевать Алексею Пешкову, в годы Советской власти был полностью переоборудован.

    В 1900 году в Одессе вышла брошюра «Из мира «дикарей» Одесского порта». Ее автор — председатель портового санитарного попечительства — писал, что для нормальной жизни босяку, т. е. рабочему порта, нужно дать хотя бы «… чистую постель и здоровую пищу и тем вывести его из состояния «дикаря», и придать ему человеческий облик».

    А вот выдержка из официального отчета городской управы, датированного 1902-м годом: «В районе порта 9 ночлежных приютов с населением зимой около трех тысяч, а летом около 2 тысяч. На большинство этих людей нельзя иначе смотреть, как на больных… Заработок их ничтожен, более 70 процентов зарабатывают менее 10 рублей в месяц; на работу удается попадать только 1—2 дня в неделю». О чрезвычайно тяжелом положении рабочих порта, безусловно, было известно властям. Но «отцов города» нисколько не тревожила жалкая участь этих обездоленных, прозябавших в нищете и голоде людей.

    Еще более страшной была доля сирот и детей бедняков. В Одесском порту трудилась целая армия малолетних рабочих, занимавшихся чисткой пароходных котлов. Их нещадно эксплуатировал подрядчик Коровин, прозванный за свое уродство Коровой. Буквально за считанные гроши, за ломоть хлеба работали дети. Забирались в еще не остывшие котлы, изнывая от жары, от удушья, часами отбивали накипь с их стенок. Бывали случаи, когда сердце юного чистильщика не выдерживало этого кромешного ада, и топка становилась его могилой… Обо всем этом есть правдивый, глубоко волнующий рассказ «Коровины дети». Написал его одесский писатель Н. Матяш, который сам в детстве был чистильщиком котлов.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 ноября 2010, 15:04
    • simca

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020