Рафинированный интеллектуал
Обзоры
В 60-х гг. начал заниматься литературной работой, в 1864г. опубликовал свой первый рассказ «Трагическая ошибка» («A Tragedy of Error») и со временем стал профессионалом. В ранних произведениях ощутимо влияние Ч. Диккенса, Н. Готорна, В. Ирвинга, но быстро вышел на самостоятельную дорогу. В это время он жил в Кембридже в штате Массачусетс, но с 1866г. большую часть времени проводил за границей — в Англии, Франции, Италии; с 1876г. жил в Лондоне, хотя время от времени посещал родные пенаты. Рафинированный интеллектуал, который крутился в литературно-художественной среде и почти не сталкивался с «грубой» реальностью, Джеймс, лишенный материальных забот, считал отягощающим вульгарный, как он считал, практицизм своих соотечественников, их увлечение бизнесом и художественную «глухоту». Наконец, это привело Джеймса к добровольной «экспатриации», отрыва от национальных корней, в чем он иногда усматривал и отрицательные моменты. Незадолго до смерти он сознался одной поэтессе, которая, как и он, выехала с США: «Не повторяйте моих ошибок. Я отрезал себя от Америки, которой я принадлежу». Он принадлежал к тому типу художников, постороннего наблюдателя, который избегает политических страстей. Пребывание в Европе дало ему возможность приобщиться к новейшим художественным веяниям и лично познакомиться с произведениями авторов и многими выдающимися мастерами словесного искусства.
Джеймс никогда не состоял в браке. Мужчина одинокий, он всего себя отдавал писательской профессии. Полвека длился его путь в литературе, все это время он самоотверженно работал «без простоев», хотя и не зажил особого успеха у широкой читательской массы. За это время он опубликовал десять романов, свыше десятка повестей, больше сотни новелл, девять пьес (постановки которых оказались, тем не менее, неудачными), значительное количество критических статей, эссе, подорожных очерков, рецензий, а также мемуары. Он оставил обширное эпистолярное наследство (в трех томах, 1974-1980), «Блокноты» («Notebooks», опубл. в 1948г.). Как художник слова, он настойчиво совершенствовал стиль и форму своих произведений, одним из первых среди американских писателей начал придирчиво анализировать и обобщать сам творческий процесс, обнаруживать его закономерности, затрагивая это не только в критических работах, а и в художественных произведениях, где не случайно, конечно, действуют писатели, художники, люди искусства. Он старался отобразить «вечные» эстетичные ценности, которые находил в психологии людей, их внутренней жизни, морально-этических коллизиях.
Тонкий психолог, Джеймс отличался обостренным вниманием к проблемам совести, обязанности, нравственности, невиновности и греховности, эгоизма и альтруизма, которые по-разному варьировались в его книгах.
Писатель-реалист, Джеймс внес значительный вклад в разработку теории психологического романа, который делал возможным отобразить жизнь человеческого духа, внутренний мир личности. Его статьи на литературные темы вошли в книги «Французские поэты и романисты» («French Poets and Novelists», 1878), «Готорн» («Hawthorn», 1879), а также программные сборники «Искусство прозы» («The Art of Fiction», 1855), «Будущее романа» («The Future of the Novel», 1899), «Новый роман» («The New Novel», 1914). Стремясь аккумулировать художественные достижения Старого Света, Джеймс был одним из наиболее «европеизированных» американских писателей, хотя, конечно, образы Америки и его соотечественников сыграли значительную роль в его творчестве; в этом аспекте он представлял определенный контраст по сравнению со своим большим собратом по перу Марком Твеном и сочинениями Джека Лондона, глубоко национальным за своим мировоззрением и стилистикой. Джеймс был выдающимся литературным критиком, который высоко поднял престиж этой профессии. Он считал, что критик есть «настоящим помощником художника, факелоносцем, толкователем, братом». Как критик, Джеймс непревзойденный в анализе писательского мастерства; более слабым он был там, где речь шла об интерпретации социальных аспектов литературы.
Уже в первых книгах Джеймса наметились три доминирующих темы: тема столкновения европейской и американской культурных традиций, конкретнее, поведение американца, который оказался в Старом Свете; тема художника, творца, который конфликтует со своим окружением, переживает внутренние коллизии, связанные с его творческой работой; тема «пилигрима», который ищет пристанища, родительского дома: результатом его первого путешествия в Европу постоянный сборник рассказов «Пламенный паломник» («A Passionate Pilgrim», 1869).
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.