Социальные сети - «организатор и пропагандист» современности
Политика и геополитика

    Когда Интернет только начал распространяться в России, первые «юзеры» были всерьез уверены, что Всемирная паутина изменит жизнь человечества к лучшему. Дескать, грядет совсем новый, уютный мир, где люди будут жить в любви и согласии, где обмен информацией будет мгновенным, а все политические вопросы будут решаться мирным путем. Разумеется, с помощью голосования по Интернету.

    С тех пор прошло уже лет 15, если не 20, но мир вокруг нас изменился не особо сильно. В начале ХХ века Илья Ильф писал, что с распространением радио все ждали, что наступит всеобщее счастье. «И вот, – резюмировал сатирик, – радио есть, а счастья нет». С Интернетом произошло нечто подобное. Сам по себе, как средство распространения информации, он изменил жителей Земли незначительно, но зато социальные сети действительно перевернули мир вверх дном. Точнее, даже не они сами. Речь идет о целой серии устройств и новых технологий, которые стали оказывать влияние на политику. Из них наиболее важными оказались три.

    Первая – социальные сети как таковые. В начале 2000-х гг. в России распространился «Живой Журнал» – первая в нашей стране массовая сеть блогов, которые были связаны между собой с помощью т. н. «ленты друзей», в которой можно было увидеть, что пишут другие пользователи, на которых «юзер» «ЖЖ» был подписан. «ЖЖ» распространился как пожар, и скоро вся московская интеллигенция оказалась в числе пользователей этого действительно удобного сервиса. Более того, скоро «ЖЖ» стали заводить большие начальники, и сейчас кого в нем только нет – от губернаторов до олигархов. «ЖЖ» стал самостоятельным средством массовой информации. Ссылки на блог того или иного ньюсмейкера стали релевантны даже в качественной бизнес-прессе (такой как «Коммерсантъ»).

    Но главное, что сделал ЖЖ, – создал новое качество российской политической и социальной среды. Как отмечал еще Фукуяма, жители постсоветского пространства (и Россия тут не исключение) страдали от отсутствия доверия друг к другу. Это был мир зашуганных одиночек, все социальные связи между которыми были разорваны. «ЖЖ» стал воссоздавать эти связи: благодаря слову «френд» (т. е. «друг») люди стали больше доверять друг другу. «Жежисты» воспринимали свое сообщество как своего рода «мафию» и потому были способны на совместные коллективные действия. Именно в «ЖЖ» зарождались все массовые политические акции 2000-х гг. Именно там возникло современное националистическое движение, появился феномен борца с коррупцией Алексея Навального, выросла плеяда новых молодых журналистов, писателей и общественных деятелей.

    Иначе говоря, в 2000-е гг. «ЖЖ» стал своего рода «масонской ложей» российской интеллигенции, настолько влиятельной, что не участвовать в «ЖЖ»-движении для продвинутого человека было невозможно.

    Но все же влияние «ЖЖ» было ограниченным. Настоящая революция произошла с появлением в России социальных сетей нового поколения – американского «Фейсбука» и его российского аналога «Вконтакте». Я сознательно оставляю за скобками самую раннюю и популярную на первом этапе сеть «Одноклассники».

    В отличие от «ЖЖ», который был системой блогов, т. е. предполагал ту или иную степень литературного творчества (что-то писать в блог был вынужден даже самый безграмотный человек), «Фейсбук» и его аналоги были не только блогами, но и представительскими страничками конкретных людей, их «визитками». Здесь писать уже почти не требовалось. Можно было «постить фотки» или менять заголовок страницы с «мне скучно» на «пойду покатаюсь на карусели».

    Как и «ЖЖ», «Фейсбук» помогал устанавливать социальные связи. Обычный юзер обрастал сотнями «друзей», плюс к тому резко упрощался обмен информацией. Например, буквально одним кликом мыши можно было позвать «друзей» на то или иное мероприятие. Именно таким путем организовывались все крупные политические манифестации не только в России, но и в странах Арабского Востока. «Молодежь создала страницу в «Фейсбуке», 15 000 человек уже заявили о желании выйти на площадь». И полиция уже дрожала.

    Итак, «Фейсбук» – это коллективный организатор современного мира. Коллективным пропагандистом стала другая социальная сеть – «Твиттер». Она похожа на «ЖЖ», но постить в нем только можно лишь короткие фразы. Само слово «твит» по-английски означает «чирикать». «Чирикнул» в «Твиттере» – и порядок. Но для того, чтобы «чирикать», старые компьютеры стали неудобны. Как раз вовремя подоспела революция в сфере гаджетов: появились айфоны и айпады.

    Это – второй «кит» современных технологий, позволяющий менять мир наряду с социальными сетями. Телефонообразные компьютеры и компьютерообразные телефоны оказались просто созданы для того, чтобы лазить с них по социальным сетям да «чирикать» в «Твиттере». Отныне любой человек из любой точки пространства может сообщить своим друзьям любую информацию короткой строкой. Это значит, что благодаря «Твиттеру» вы можете получать любые новости, причем из первых рук. От ньюсмейкеров. Идет оппозиционный политик на митинг – пишет в «Твиттер». Сидит в автозаке – пишет в «Твиттер»…

    А информация распространяется благодаря третьему «киту» – «лайкам» и «ретвитам». Нажав на маленькую кнопочку, вы можете перепостить нужную информацию на своей страничке в «Фейсбуке» или «Твиттере». Любая горячая новость, любая интересная статья распространяется благодаря этой технологии как пожар. В советское время говорили: «Утром в газете – вечером в куплете». Сегодня уже не надо ждать вечера. Жареный факт распространится по социальным сетям спустя 10 минут после публикации, и о нем узнаёт аудитория большая, чем у многих крупных газет.

    Социальные сети как средство информации стали забивать даже телевидение. Недавние протесты в Москве были бы невозможны без социальных сетей. Весь городской средний класс, вся молодежь присутствует в них. Сегодня человек, у которого нет аккаунта в «Фейсбуке», выглядит столь же нелепо, как человек, по идеологическим причинам отказывающийся от электричества или пользования сотовым телефоном.

    Поэтому попытки отдельных представителей власти судить за записи в «Твиттере» выглядят смешными. Была у Короленко такая сказка «Стой, Солнце, и не движись, Луна!» про воеводу Устаревшего, который боролся полицейскими мерами с «ручьями весенними». У нас происходит нечто в том же духе. Бороться с «чириканьем» полицейскими мерами – все равно что палить из пушки по воробьям. Попробуйте киньте камень в стаю птиц – они еще больше расчирикаются.

    Иначе говоря, главная угроза власти исходит вовсе не из социальных сетей как таковых. Уровень взаимного доверия в обществе настолько возрос, что люди ощущают себя единым политическим целым, а значит, и способны бороться за свои права.

    И это уже проблема властей – неумение наладить взаимоотношения с новой формой гражданского общества, возникшей благодаря социальным сетям. Президент Медведев, правда, пытался это сделать, но ведь видно, что его аккаунт в «Твиттере» и «ЖЖ» ведет его пресс-служба, а не он сам. А между тем «фишка» социальных сетей как раз в том и состоит, что человек присутствует в них лично, без посредства своих подчиненных. Сегодня даже миллиардеры сами пишут в «ЖЖ», а если не разбираются в компьютерах – хотя бы надиктовывают тексты. А наша власть полностью утратила способность к диалогу в социальных сетях, так что она не должна обижаться, что социальные сети превратились в оплот оппозиции.

    Арабская весна «прочирикала» на весь мир с помощью «Твиттера». Не исключено, что так же будет и в России, если власть не изменит свой курс.
    По материалам: km.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 16 мая 2012, 12:33
    • combat

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022