Россия возвращается во Вьетнам
Политика и геополитика

    У России и Вьетнама сложились давние и прочные отношения. События второй половины XX века в международных отношениях определяются разделением мира на два противоборствующих лагеря – социалистические во главе с СССР и капиталистический во главе с США. Разумеется, противостояние развернулось и на всем огромном пространстве Тихоокеанского региона как одного из ключевых регионов мира и одного из наиболее значимых векторов советской геостратегии. Геополитическое противостояние СССР и США в регионе наиболее остро развивалось на территории Социалистической Республики Вьетнам, где вылилось в «горячую» фазу. Американская агрессия стоила Вьетнаму 3 млн. жизней (в том числе более миллиона военнослужащих).

    История Вьетнама в XX веке теснейшим образом связана с Советским Союзом – это история борьбы за национальную независимость. Вьетнам – одно из государств полуострова Индокитай с древнейшей самобытной историей и уникальных цивилизационных особенностей – стал французской колонией в конце XIX века и полностью утратил возможность проявлять свою геополитическую субъектность в регионе. Вьетнамские земли были объединены французами с территорией Камбоджи а затем Лаоса в Индокитайский союз с целью наиболее эффективного управления своими азиатскими колониями. Территория Вьетнама воспринималась колонизаторами как источник сырья и сельскохозяйственной продукции, которые ежегодно вывозили из страны в количестве миллионов тонн.

    Сопротивление колонизаторам сформировалось к 1930-м годам. Национально-освободительное движение возглавила Коммунистическая партия Индокитая. Советский Союз самым активным образом поддерживал Вьетнам в войне сопротивления французским колонизаторам в 1950-54 гг., нарушившим франко-вьетнамское соглашение и стремившимся восстановить прежние порядки при поддержке и с одобрения США. В качестве геостратегического инструмента была задействована территория Южного Вьетнама, на которой было образовано марионеточное правительство Нго Динь Зьема – союзник оккупантов.

    Оформившийся как региональный субъект независимый Вьетнам стал плацдармом военного противостояния двух сверхдержав в период с 1965 г. по 1973 г. – Вьетнамская война, закончившаяся поражением США. Таким образом, Вьетнам оказался в эпицентре крупнейших локальных конфликтов XX века, став полем столкновения геополитических интересов крупнейших мировых держав – США, Великобритании, СССР, Франции и Китая

    СССР оказывал воюющей стране масштабную материально-техническую и финансовую помощь. Советские ракеты класса «земля – воздух» впервые были применены во Вьетнаме 24 июля 1965 г., и сразу же ими были сбиты американские самолеты. В 1965 – 1968 гг. объем военных поставок из Советского Союза достиг рекордной цифры – 226 969 тонн. В 1965 – 1966 и 1966 – 1967 гг., когда борьба как Севере, так и на Юге носила особенно ожесточенный характер, Советский Союз в срочном порядке доставил во Вьетнам 100 противотанковых орудий, 500 минометов разных видов, 400 реактивных установок и 45 боевых самолетов.

    СССР оказывал воюющей стране не только материально-техническую помощь – во Вьетнаме в тяжелейших условиях джунглей жили и работали советские военные специалисты, помогавшие вьетнамским военным осваивать передовую советскую технику, в частности, зенитно-ракетные комплексы, практически нейтрализовавшие американскую авиацию.

    Вьетнам отстоял свою независимость, и в результате у Советского Союза появился региональный союзник, который мог предоставить нашей стране полноценный доступ к береговой зоне и океану. Геостратегия, направленная на закрепление в береговой зоне, следует из геополитической логики нашей страны последние несколько веков. Влияние в Индокитае обеспечило нашей стране тот самый доступ «к солнцу и теплой воде», о котором еще до революции писал российский геостратег А.Е. Вандам-Едрихин.

    2 мая 1979 года между СССР и Вьетнамом был подписан договор об использовании оставшейся от американцев базы в Камрани как пункта военно-технического обеспечения для ВМФ СССР. Создание советской военно-морской базы принесло значительное облегчение кораблям Тихоокеанского флота, выполнявшим боевые задачи в Индийском и Тихом океанах и Южно-Китайском море.

    Тем не менее, когда идеологическое лидерство СССР давало сбои, а политическая воля его руководителей ослабевала, в регионе всплывали старые противоречия. В феврале – марте 1979 года произошел вооружённый конфликт между Вьетнамом и Китаем или Китайско-вьетнамская война. Это первый вооруженный конфликт между социалистическими государствами. Хотя оба государства были солидарны в рамках коммунистической идеологии, под знаменами которой велась борьба с западными колонизаторами, не нужно забывать о вековых противоречиях между Китаем и Вьетнамом (страны традиционно враждовали друг с другом, со II века до н.э. до IX века Вьетнам находился под властью Китая). Тесное военное сотрудничество между СССР и Вьетнамом было воспринято Китаем в качестве угрозы собственной безопасности. Обострились взаимные территориальные претензии по архипелагам Парасельский и Спратли, но основным источником противоречий стала ситуация в Камбодже, руководство которой («красные кхмеры») было союзником КНР против Вьетнама. Конфликт стоил обеим сторонам до 40 000 погибших и послужил ослаблению как Вьетнама, так и Китая.

    Интересно, что 1 января 1979 года, всего за полтора месяца до начала войны, Китай установил дипломатические отношения с США. Таким образом, от конфликта, нанесшего ущерб всем прямо или косвенно вовлеченным в него субъектам, выиграл только основной геополитический противник СССР в мире и в регионе – США. Единый региональный социалистический фронт был расколот. Так же США действуют и в наши дни, умело противопоставляя Вьетнам Китаю и, в конечном счете, России.

    Можно сделать вывод, что региональные процессы шли по пути усложнения, когда от противостояния местных социалистических режимов западным колонизаторам при поддержке СССР ситуация изменилась в сторону возникновения и развития конфликтов уже между региональными коммунистическими режимами. Это происходило параллельно с ослаблением Советского Союза и «ужатием» его роли в регионе с началом перестройки, запустившим процесс развала страны. В 1991 г. был распущен СЭВ, членом которого была и СРВ. США, в свою очередь, использовали в своих интересах противоречия между региональными акторами, воздерживаясь, однако, от прямого военного вмешательства.

    Настоящее время, перспективы


    Вьетнам – один из ключевых стратегических партнеров России в регионе в настоящее время. Эта страна во многом изменилась после двух десятилетий рыночных реформ – с 1986 по 2010 гг. (аналогичные реформы были проведены в Китае Дэн Сяопином). При этом политическая власть в стране осталась за коммунистической партией.

    В отличие от перестройки в СССР, реформы в СРВ проводились постепенно, с учетом местной специфики. Они подавались как «обновление» («дой мой»), ставшее национальной идеей. Экономические и политические процессы, которые переживал Вьетнам за эти годы, с геополитической и геостратегической точек зрения неоднозначны: с одной стороны, государству удалось добиться хозяйственного подъема и притока в страну зарубежных инвестиций. С другой, для достижения экономических результатов социалистическому Вьетнаму пришлось пойти на сближение с западными странами, в первую очередь, с США. В 2000 году было подписано двустороннее торговое соглашение между странами, что сделало возможным получение льготных кредитов от МВФ.

    Параллельно с этим Вьетнам встраивался в региональные и мировые международные организации: в 1995 г. страна вступила в АСЕАН, в 1998 г. в АТЭС, а в конце 2006 г. – в ВТО. МВФ же известна как организация, выдающая кредиты под сокращение или полное уничтожение индустриального сектора, урезание социальных программ и, в конечном счете, ликвидацию государственного суверенитета.

    В последние годы США наращивает свое присутствие в АТР и ЮВА по всем направлениям. Во-первых, США продолжают укреплять и развивать связи с такими традиционными партнерами как Япония, Южная Корея, Австралия, Таиланд, Филиппины. Во-вторых, США налаживают связи с развивающимися экономиками региона – Китаем, Индонезией, Вьетнамом, Малайзией, Брунеем и др. Наконец, мировой гегемон использует в своих интересах международные организации – АТЭС, формирует Тихоокеанское партнерство, о чем будет сказано в дальнейшем. Кроме того, США усиливают военное присутствие в регионе. Разумеется, все это не способствует укреплению региональной безопасности. На этом фоне развитие и укрепление традиционных связей России и Вьетнама особенно важно.

    Россия и Вьетнам являются стратегическими партнерами, и это не просто формулировка. Стратегическое партнерство между странами предполагает всестороннее сотрудничество, особенно, в сфере безопасности, совместное формирование механизмов решения спорных вопросов и конфликтов. Кроме того, процессы в глобализирующемся мире ставят государства перед необходимостью укреплять свой технологический, интеллектуальный, культурный и информационный суверенитет.

    Содержание стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом, отраженное в Совместном заявлении от 1 марта 2001 года, Договоре об основных принципах дружеских отношений между Вьетнамом и Россией и Совместном заявлении (август 1998 г.) заключается в следующих пунктах:

    • сохранять регулярные контакты на всех уровнях для обмена мнениями по важным проблемам двусторонних отношений;

    • укреплять отношения между различными структурами власти, расширять контакты между политическими и общественными организациями;

    • развивать торгово-экономические отношения в научной, технической, инвестиционной сферах (нефтегазовой, энергетической, химической, металлургии, научной информации, электроники, подготовки кадров, культуры и др.);

    • стимулировать двустороннюю торговлю;

    • усиливать сотрудничество в сфере оружия гособороны;

    • развивать сотрудничество в сфере внешней политики, оказывать взаимную помощь в рамках региональных и международных организаций.
    Важнейшим фактором в рамках военно-стратегического сотрудничества России и Вьетнама является морская военная база Камрань, долгие годы использовавшаяся СССР. В мае 2002 г. Россия покинула Камрань, объект был официально возвращен Вьетнаму. Но в 2014 году переговоры по возврату российской базы были возобновлены. В том же году аэродром Камрани стал использоваться для обслуживания самолетов-заправщиков Ил-78, затем было подписано межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российский военных кораблей в порт Камрань.

    Разумеется, стремление России вернуться в Камрань вызвало возмущение США. 11 марта 2015 г. США потребовали от Вьетнама прекратить предоставлять российским ВВС возможность использовать авиабазу в Камрани для полетов самолетов-заправщиков, которые обеспечивают действия стратегических бомбардировщиков на Тихом океане. США посчитали, что полеты российской дальней авиации носят провокационный характер и мешают реализации американских интересов. Правда, на тот момент вьетнамское руководство расценило претензии Вашингтона как вмешательство во внутренние дела страны. Порт Камрань, находящийся приблизительно на середине пути кораблей Тихоокеанского флота от Владивостока или Петропавловска в западную часть Индийского океана, имеет геостратегическое значение для России.

    Еще одним важнейшим направлением в сотрудничестве России и СРВ является топливно-энергетическое. В настоящее время Вьетнам остро нуждается в развитии ядерной энергетики, так как гидроэнергии и угля не хватает для обеспечения растущих потребностей развивающейся страны. При содействии России во Вьетнаме будет построена первая АЭС «Ниньтхуан-1», также ведутся переговоры о строительстве в стране Центра ядерной науки и технологий. Кроме того, Россия плодотворно сотрудничает с СРВ в нефтегазовой отрасли.

    Параллельно Россия развивает сотрудничество с Вьетнамом на многосторонней основе – в рамках АТЭС, АСЕАН, ШОС. Это дает неплохой шанс совместно выстраивать и укреплять архитектуру региональной безопасности.

    Кроме того, СРВ для России является воротами на рынки стран АСЕАН. Россия активно развивает экономическое сотрудничество с Вьетнамом. При этом Россия поставляет во Вьетнам в основном товары тяжелой промышленности – металлы, нефтепродукты, удобрения, химикаты, эектрооборудование. В свою очередь, из Вьетнама в Россию ввозятся товары легкой промышленности, в частности, тропическая сельхозпродукция, морепродукты, одежда, обувь.

    Тем не менее, не нужно забывать, что США развивают сотрудничество с Вьетнамом не менее интенсивно. Штаты рассматривают СРВ как одну из приоритетных стран для развития торговли, всеми силами втягивая страну в формирующееся Транс-Тихоокеанское партнерство, призванное обеспечивать американские интересы в регионе.

    Выше было сказано о том, как США пытаются противопоставить Вьетнам Китаю, с которым у СРВ существуют давние трения из-за архипелагов Парасельского и Спратли. Разумеется, обострение отношений между Китаем и Вьетнамом будет невыгодно для России. Кроме того, США недавно сняли эмбарго на поставки во Вьетнам оружия, действовавшее 50 лет. Вьетнам уже выразил заинтересованность в покупке американских истребителей F-16.

    В случае развития и углубления военного сотрудничества между США и Вьетнамом геополитическая комбинация Росси – Вьетнам – США будет выстраиваться не в пользу нашей страны, а сама СРВ станет еще одним сателлитом США в регионе – наподобие Японии или Южной Кореи.

    Ключевой геостратегической задачей России является сохранение Вьетнама в своей орбите влияния с последующим расширением сотрудничества. Вьетнам мог бы стать долгосрочным партнером России как центра интеграционного объединения – ЕАЭС, тем более что у СРВ огромный исторический опыт сотрудничества именно с «большой Россией» — СССР.

    Большую роль стратегическое партнерство с Вьетнамом играет и в сотрудничестве России со странами АСЕАН и АТЭС. В случае сохранения и развития исторического потенциала отношений между странами СРВ станет для России опорой в региональных форматах.

    Сотрудничество России с Вьетнамом открывает перед нашей страной дополнительные возможности в сфере внутренней геостратегии: Россия может развивать Дальневосточный регион, реализуя на его территории отраслевые многосторонние проекты. При этом на сегодня Вьетнам является для России единственной страной в ЮВА, с которой она установила и развивает отношения стратегического партнерства.

    В свою очередь, Вьетнаму в контексте растущих региональных противоречий и угроз региональной безопасности выгодно поддерживать и развивать связи с традиционными партнерами. Вьетнам как одна из сторон территориального спора в ЮКМ остро заинтересован в создании коллективной системы безопасности в АТР, чему всеми силами должна способствовать Россия.

    Как было отмечено выше, США, которые в настоящий момент наращивают военную и внешнеполитическую активность в ЮВА, заинтересованы в том, чтобы втянуть развивающийся Вьетнам с его внушительным экономическим и геостратегическим потенциалом (Вьетнам является интегратором пространства ЮВА, лидером в геополитической комбинации Вьетнам – Камбоджа – Лаос) в орбиту своего влияния. Не случайно Штаты сделали амбициозное заявление, что XXI век будет «тихоокеанским веком» в политике страны. Политические декларации подкрепляются масштабными мерами по усилению военного присутствия США в регионе (усиление американской военной группировки на Тихом океане с упором на военно-морские и военно-воздушные компоненты, развертывание нацеленной на Восточную Азию региональной системы ПРО, укрепление военных баз на Гуаме и Окинаве и т.д.).

    США делают ставку на территориальный спор между Вьетнамом и Китаем по островам, при этом позиция России осложняется тем, что наша страна связана всеобъемлющим стратегическим партнерством с обеими странами и не может выступить на стороне одной из них против другой.

    Разумеется, встраивание в заданную Вашингтоном конфигурацию не принесет Вьетнаму выгод в долгосрочной перспективе, но сделает его колонией мирового гегемона. США всегда действуют по отношению к другим странам как центр по отношению к периферии, выкачивая из нее ресурсы.

    Задача России – не допустить втягивания Вьетнама в орбиту влияния США как кластера транснациональных корпораций, что не будет способствовать укреплению архитектуры региональной безопасности и развитию СРВ как суверенного государства.

    Поэтому основной акцент следует сделать на сотрудничестве с СРВ в сфере безопасности, а также подготовки управленческих кадров (параллельно наращивая экономическое, энергетическое и инвестиционное сотрудничество, осуществляя реализацию высокотехнологичных отраслевых проектов). Опираясь на Россию, Вьетнам продолжит развиваться как один из ключевых игроков ЮВА, обеспечивающих региональную стабильность в интересах обеих стран.

    Анастасия Ковалева
    Источник: katehon.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018