Главным проигравшим в 1996 году стал народ России
Политика и геополитика

    Двадцать лет назад в России прошли вторые президентские выборы. Строго говоря, они были первыми, поскольку за пять лет до этого граждане избирали главу РСФСР – на тот момент формально всего лишь одной из республик разваливавшегося Советского Союза.

    Объединяет эти два события фигура победителя: и в 1991-м, и в 1996-м им стал Борис Ельцин. Но если в первом случае его триумф уверенно был предсказан заранее и не потребовал от команды «борца с партократией» серьёзных усилий, то во втором – произошло настоящее чудо. Всего за четыре месяца до голосования рейтинг действующего президента едва превышал значение статистической погрешности и болтался где-то в районе абсолютного нуля. К промежуточному финишу 16 июня «гарант Конституции» пришёл с результатом 35% с копейками, а завершил кампанию с победным показателем 53,8%.

    Пожалуй, трудно найти пример, когда выборы были бы выиграны при столь жалких стартовых позициях.

    Вот что писал по этому поводу профессор кафедры журналистики МГУ Рудольф Борецкий: «Кандидат с 2-3%-м рейтингом на старте приходит всего через несколько месяцев к финишу триумфатором. И это в стране обнищавших масс, практически упразднённых социальных благ и гарантий, мизерных пенсий – на одном полюсе, и сказочного обогащения, разнузданного воровства и коррупции, криминала и преступной войны в Чечне – на другом. А побеждает – олицетворение такого государства и его первый гражданин. Нонсенс. Иррационализм. Такого не бывает потому, что не может быть...»

    И, тем не менее, это произошло.

    Что же изменилось в сознании миллионов «дорогих россиян» за столь короткий период? Что заставило их выбрать кандидата, в котором общество к тому моменту вроде бы безнадежно разочаровалось, и кредит доверия к которому казался утраченным навсегда?

    За считанные недели до выборов у большинства было устойчивое ощущение, что время «царя Бориса» прошло, и выборы он безнадежно проиграет. Его, не стесняясь, называли политическим трупом. Действующий президент, больной, косноязычный и лживый, не устраивал никого: ни оказавшихся на грани нищеты работников акционированных госпредприятий, ни униженных сокращениями и невыплатами военных, ни разорённых колхозников, ни ностальгирующих по советским временам пенсионеров, ни значительную часть региональных элит.

    Правда, в руках Ельцина был сосредоточен пресловутый административный ресурс, что давало ему определённые преимущества. Считалось, что за счет его использования можно «накрутить» нужному кандидату 10-15%. Однако в 1996-м одного административного ресурса Ельцину было явно недостаточно. Тем более, что за два года до этого в соседней Белоруссии в сходных условиях, вопреки усилиям властей, изо всех сил тащивших в тамошние президенты Вячеслава Кебича, победил оппозиционер Александр Лукашенко. Опять же, чиновники – это тоже люди, поэтому если им покажется, что у патрона шансов нет, они могут и не очень стараться. Поэтому Ельцину нужно было что-то еще.

    Этим «чем-то ещё» стала безоговорочная поддержка большинства ведущих СМИ, упивавшихся дарованной «гарантом» свободой слова, граничившей с вседозволенностью. Поражение Ельцина грозило медиагигантам утратой этого сладкого положения. Поэтому они были готовы биться за недопущение «коммунистического реванша» практически за бесплатно.

    Кроме того, существовала небольшая, даже мизерная по численности, социальная прослоечка, кровно заинтересованная в сохранении режима. Это так называемые олигархи, для которых действующий президент был гарантией сохранения не только сколоченных в ходе «прихватизации» бизнес-империй, но и пребывания на свободе. И даже жизни. Сам Ельцин позже рассказывал, как накануне выборов к нему пришли самые влиятельные банкиры – Фридман, Ходорковский, Смоленский, Потанин и другие: «Борис Николаевич, используйте все наши ресурсы, лишь бы выборы окончились вашей победой! А то придут коммунисты – они же нас на фонарях перевешают…»

    Если в этом и было преувеличение, то небольшое.

    В этих условиях желание самого Ельцина большой роли не играло. Выйти из игры ему бы просто не позволили.

    И грянул бой…

    По большому счету, сплотившемуся вокруг фигуры действующего президента альянсу олигархов, федеральных чиновников и медийщиков противостоял не лидер коммунистов Зюганов, а нежелание народа голосовать за действующего президента. Чтобы переломить настроение избирателей, организаторы кампании проявили недюжинный креатив, не брезгуя откровенно популистскими ходами и манипулятивными технологиями.

    С начала весны 1996-го из-под пера Ельцина один за одним выходили президентские указы ярко выраженной социальной направленности: «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства», «О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы», «О мерах по улучшению социального обеспечения…», «О мерах по стабилизации…», «О дополнительных гарантиях…» и т.д. Естественно, ни один из указов не был финансово обеспечен, и после выборов все они были отменены. Но это было уже не важно, ибо свою роль эти акты сыграли: многие поверили, что власть наконец-то вспомнила о народе и его чаяниях.

    Эту уверенность укрепляли и другие шаги. Накануне выборов было широко объявлено о замораживании боевых действий в Чечне и начале мирных переговоров с сепаратистами. У людей возникло ощущение, что непопулярная война будет вот-вот прекращена. Это решение не позволило армии добить боевиков, которые, собравшись с силами, в августе отбили Грозный, а затем обернулось позором Хасавюрта. Но это было уже после выборов…

    Понимая, что военные ни при каких условиях не проголосуют за Ельцина, творцы его будущей победы «раскрутили» фигуру генерала Лебедя, выступившего в роли альтернативы как действующему президенту, так и его сопернику-коммунисту. Стремительному росту популярности немногословного и сурового военачальника немало способствовал свежеснятый и весьма популярный фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Зрителям особенно понравился сыплющий лапидарными афористичными тостами генерал Иволгин, сыгранный Алексеем Булдаковым. Многие видели в этом симпатичном образе намек на Лебедя. То, что «усмиритель Приднестровья», который стал после первого тура третьим, выполнял на выборах роль «троянского коня», избиратели поняли, когда было уже слишком поздно.

    Не забывали в команде Ельцина и о международном аспекте: подписанное в апреле соглашение о сотрудничестве с Киргизией, Белоруссией и Казахстаном позволило нейтрализовать агитацию коммунистов, пропагандировавших «возрождение СССР».

    Но главным сюрпризом, подготовленным ельцинскими креаклами, стала рассчитанная на молодежь массированная кампания «Голосуй или проиграешь», к участию в которой были привлечены десятки известных актеров и поп-исполнителей. Её организаторы исходили из данных соцопросов, согласно которым, молодые люди, заставшие советские времена в малосознательном возрасте, более позитивно воспринимали действительность, нежели старшее поколение. Из этого следовало, что если они придут на выборы, то в большинстве отдадут голоса за Ельцина. Поэтому главной задачей кампании было не указать молодежи, за кого надо голосовать, а просто привлечь на участки. И, надо признать, она была с блеском выполнена.

    Было запущено и множество других проектов, рассчитанных на самые разные слои общества. Среди них выделялись многочисленные рекламные телеролики «Выбирай сердцем». В кадре пенсионеры, фермеры, рабочие, инженеры и иные «простые люди» рассказывали короткую историю своей жизни, неизменно заканчивавшуюся фразой «Верю. Люблю. Надеюсь». Сам рекламируемый «товар», т.е. Ельцин, в кадре не появлялся, но всем и так всё было понятно.

    Эти усилия принесли результат: действующий президент, пусть и со скрипом, но был переизбран во втором туре. Люди купились на многочисленные приманки и всё-таки «проголосовали сердцем», на время отключив разум. Многие потом об этом жалели.

    Но, наверное, главная причина успеха Ельцина состояла в том, что тем, кто организовывал его кампанию, отступать было некуда. Власть отдавать они не собирались ни при каких условиях. Осознав это, лидер коммунистов Зюганов предпочел синицу в руках – статус главного оппозиционера, которому «чуть-чуть не хватило до победы». Фактически свернув свою кампанию после первого тура, он не стал оспаривать результаты выборов, поздравив Ельцина с победой. После этого все разговоры о фальсификациях утратили смысл.

    Однако главным проигравшим в 1996-м стал не лидер КПРФ, а народ России, которому пришлось еще долгих три с половиной года терпеть «милые чудачества» своего повторно «всенародно избранного».

    Виктор Димиулин
    Источник: narpolit.com

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 30 июня 2016, 11:04
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017